Эволюция учебника «Химия-10» О.С.Габриеляна Сажнева Т.В. – к.х.н., доцент кафедры МиЕД Волкова Е.Ю. – учитель химии МОУ СОШ 106 г.Ростова-на-Дону РО ИПК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УМК по химии под редакцией Н.Е. Кузнецовой. При выборе УМК необходимо учитывать: Особенности общеобразовательного учреждения (статус учреждения) Уровень.
Advertisements

УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Тема учебного проекта: Автор: Кошмин Дмитрий Александрович, учитель химии МОУ СОШ 6 г.Ташкента 2009 г.
Инновационный учебно- методический комплекс автора В.И. Сивоглазова «Биология. Навигатор»
Программное и учебно-методическое обеспечение преподавания химии в учебном году.
Изучение алгоритмов поиска в школе и ВУЗе: теоретический и методический аспекты Выполнила Вожегова Елена Александровна.
Тема учебного проекта: Автор: Кошмин Дмитрий Александрович, учитель химии МОУ СОШ 6 г.Ташкента 2009 г.
Структура рабочей программы учебной дисциплины Рабочих Т.Б., к.п.н., доцент кафедры управления развитием образования ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Положение о рабочей программе. Общие положения Образовательная программа - это нормативно- правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме,
Телёбина О. А. доцент кафедры ЕМиПО. Нормативные документы.
Использовать любую возможность. Основное общее образование завершается ГИА выпускников, в ходе которой проверяется соответствие их знаний требованиям.
Тема учёбного проекта: Автор: Плугина Нина Николаевна, учитель химии МОУ СОШ с.Сосновоборское Петровского района Саратовской области 2010 г.
Информатика : учебник для 7 класса Информатика : рабочая тетрадь для 7 класса : в 5 ч. Ч. 1 : Человек и информация Информатика : рабочая тетрадь для 7.
Профильное обучение. Методические рекомендации Издательство Просвещение Москва 2004 г.
Шадрина.Л.М. Учитель начальных классов Шебалинская сош имени Л.В.Кокышева.
Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе информационных технологий как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
Рецензия на пособие Власовой Е.А., Облаковой Т.В. «Пособие по математике для поступающих в вузы» Рецензируемое пособие содержит достаточно полный материал,
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Транксрипт:

Эволюция учебника «Химия-10» О.С.Габриеляна Сажнева Т.В. – к.х.н., доцент кафедры МиЕД Волкова Е.Ю. – учитель химии МОУ СОШ 106 г.Ростова-на-Дону РО ИПК и ПРО 2009 г.

С 2001 года Ростовская область стала осваивать и повсеместно переходить при обучении химии на учебник О.С.Габриеляна. Поэтому все изменения, коснувшиеся учебника, учителя Ростовской области проследили в ходе своей работы. Первый учебник, например, «Химия – 10», изданный в издательстве «Дрофа», соответствовал обязательному минимуму содержания химического образования. В учебнике была заложена возможность разноуровневого изучения предмета, т.к. материал был распределен по двум уровням – базисному и углубленному.

Разноуровневое содержание учебника зрительно выделялось разным размером шрифта: обязательный – более крупным, дополнительный– более мелким. Вообще идея создания разноуровневых учебников, на наш взгляд, неодназначна, т.к. происходит отрывочность, фрагментарность восприятия учебного материала. Да и оформление разноуровневого учебника не представлялось удобным ни для учеников, ни для учителей, т.к. более мелкий шрифт был трудно читаемым, отсюда и малопонятным.

По оформлению учебник содержал недостаточное количество иллюстраций, причем выполненных в одном цвете. Малое количество ярких иллюстраций ухудшает восприятие учащегося, делает само содержание неинтересным и невыразительным. Контролирующий аппарат учебника, опять-таки напечатанный мелким шрифтом, практически не был дифференцирован по уровням усвоения материала.

В связи с переходом на образовательный стандарт – 2004г., как нормативную основу российского образования, а также в связи с реализацией концепции профильной школы, учебник «Химия – 10» претерпел закономерные изменения. Самое, на наш взгляд, полезное было разделение одного учебника на два: учебник базового уровня и профильный учебник.

Базовый учебник предназначен для учеников, для которых предмет химия не является основным, в котором они не очень-то заинтересованы, и изучать который на высоком теоретическом уровне они не должны. Главным в учебнике в таких условиях является его красочность, легкость прочтения и максимальное использование знаний, связанных с повседневной жизнью человека. Поэтому в учебники были включены вопросы правильного питания, сведения о витаминах и некоторых лекарствах, изложенные на доступном уровне.

Существенно изменился набор контрольных вопросов и заданий. Они стали понятнее учащимся, приобрели практикоориентированную направленность и связь с повседневной жизнью. Автор предлагал учащимся выполнять задания на выбор, учитывая специфику профиля: гуманитарный или физико-математический.

Учебник профильного уровня меньше изменился по сравнению с учебником гг. Практически весь материал, включенный в ранний двухуровневый учебник, как углубленный, стал единым полем изучения. Не изменилась и полиграфия учебника, он не приобрел дополнительных цветов в иллюстрациях, практически очень незначительно изменился набор контрольных вопросов и заданий в конце параграфов.

В настоящее время какой бы предмет не изучался, нужно говорить не об учебнике, а о учебно-методическом комплексе данного автора по данному предмету. Поэтому наличие проработанных дополнительных пособий значительно упрощает и облегчает работу с самим учебником. К учебникам О.С.Габриеляна «Химия-10» как базового, так и профильного уровня составлен достаточно полный комплект учебно-методических материалов включающий: контрольные и проверочные работы, рабочие тетради, методические пособия для учителя.

На наш взгляд, дальнейшая эволюция школьного учебника должна идти по линии снабжения его электронными приложениями как обучающего, так и контролирующего характера. Важнейшим требованием к учебнику следует считать отражение в нем системы соответствующей науки и соблюдение её внутренней логики. Широкое использование простых и наглядных демонстрационных и лабораторных опытов и практических работ для изучения экспериментальных аспектов химии и развития практических умений учащихся. Включение видеофрагментов для домашнего просмотра поможет увидеть какие-нибудь особые свойства изучаемых веществ, их применение в практической жизни, в промышленности, особенности их получения. Также должна измениться система контрольных заданий, приобретя более выраженный деятельностный подход для их выполнения.