Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Группа 1 Система оценки качества общего образования – федеральный уровень апреля 2013 Руководитель группы – Воронцов А.Б. г.Краснодар.
Advertisements

Стартовая проверочная работа по математике в 5 классе.
Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования Воронцов А.Б. День второй.
ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЫ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
13-14 апреля 2015 Разработка тестовых материалов по модели SAM (математика начальной школы) Горбов Сергей Федорович.
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования Адамский А.И., Воронцов А. Б.
Итоги мониторинга обучающихся 5-х классов: что делать на уровне ОУ? С.Н.Зенина, зам. директора по УВР МБОУ СОШ 14 «Зеленый шум»
Примерная основная образовательная программа основного общего образования: ключевые идеи и механизмы реализации Воронцов А.Б. 17 ноября 2010 года.
Уточнения в планируемые предметные результаты освоения программы по математике 1.
Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования Ушакова Е.Г. Сургут, 16 апреля 2013 ИПОП «Эврика»
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее.
Шиян О.А. 23 ноября 2010 Примерная основная образовательная программа основного общего образования Примерная основная образовательная программа основного.
Фундаментальные знания по математике выпускника начальной школы.
Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования: предметные образовательные результаты Мария Миркес,
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Проектирование систем оценивания достижения планируемых результатов Кейс 2. Инструментарий. Параметры инструментария. Механизмы применения и изменения.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Концепция системы оценки качества основного общего образования А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Транксрипт:

Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика

Зачем этот мониторинг учителю, администрации школы? 1.Познакомиться с одним из вариантов новых контрольно- измерительных материалов («прогностический тест»); 2.Апробировать новую оценочную процедуру в рамках системы оценки качества образования. 3.Установить «старт» за два года до массового введения ФГОС основного общего образования с целью проведения повторного мониторинга в 2015 году (оценить возможности Стандартов начального образования) 4.Рассмотреть возможный формат описания образовательных результатов с учетом требований ФГОС. 5.Определить план действий ОУ, педагогов по проектированию ООП с учетом полученных результатов мониторинга

Зачем экспертам подобные общественные слушания? 1.Получить обратную связь: как профессиональное сообщество воспринимает новые инструменты и оценочные процедуры (отражают ли эти материалы потребности учительства). 2. Дать профессиональную экспертную оценку отдельным заданиям с целью их коррекции или исключения из пакета материалов. 3.Определить, какие сопутствующие материалы необходимы дополнительно школам для того, чтобы этот инструмент запустить в массовую практику. 4. Обозначить пути дальнейшей доработки инструментов, разработки рекомендаций по изменению содержания, форм и способов организации образовательного процесса.

«Зачем мне лично нужны проверочные работы, которые я написал в этом месяце?» (рефлексивное сочинение одной из московских школ после проведения мартовского мониторинга) Комментарий к сочинению. В своем сочинении постарайся отразить следующие моменты: принесли ли эти работы пользу для тебя? Как часто такие работы следовало бы проводить в году? Какие задания тебе запомнились и почему? Зачем, по твоему мнению, к каждому заданию было оставлено место для вопросов и комментариев? Доволен ли ты результатами своих работ? Вызывает ли у тебя такие работы тревожность, если да, то почему? И другие моменты на свое усмотрение.

Работы 5 класса «Я думаю, что эти работы полезны. Полезны они тем, что ученик может проверить себя, может он это или нет. Узнать свои умения. Эти работы достаточно писать один раз в год. Запомнились, конечно, самые интересные задания. Место для комментариев необходимо было для того, чтобы если мы не можем выполнить задание, здесь можно было написать почему. Я довольна выполнением своей работы, потому что у меня был хоть и не самый лучший результат, но все равно высокий. Тревожность никакую эти работы не вызывают. Работы интересные, мне они нравятся!» Полина М. «Вы знаете, я писала работу по математике. Мне кажется, что такие работы полезны и проводятся для того, чтобы узнать уровень знаний, как учителю, так и ученику. Узнать, в чем трудности учеников. Ученикам из этой работы можно извлечь информацию о том, как хорошо они знают тот или иной предмет. Такие работы, я думаю, можно проводить 2 раза: в первом и во втором полугодии. Мне запомнилось задание 7, которое никто не решил. Оно, по моему мнению, было самым сложным. Место «Комментарии и вопросы» для того, чтобы ученик сам осознавал, почему же он не может выполнить задание. Учителям, опять же, понять, в чем трудности учеников. Лично я, довольна выполнением работ. Тревожность? Что за тревожность может вызвать эта работа? Это не итоговая, и не проверочная! Это просто на просто проверка своих же знаний. Спасибо» Настя Ч.

Работы 5 класса «Для меня лично подобные работы приносят пользу, потому что узнаешь, насколько знаешь предмет. Кроме этого, я думаю, что такие работы надо проводить по всем предметам. Подобные работы надо проводить 2 раза в год, потому что, если напишешь работу плохо в первый раз, то во второй раз можно учесть свои ошибки. Мне запомнились исследовательские задания, потому что мне нравятся их делать. К каждому заданию было оставлено поле «Вопросы и комментарии», потому что ученик должен выразить собственное мнение. Я вполне довольна своим результатом, потому что даже, если бы у меня было бы меньше баллов, то я бы тоже была рада, потому что я узнаю свои ошибки и в следующий раз попытаюсь их не повторять. Подобные работы не вызывают у меня тревожность, потому что это результат моих знаний, которые я получила на данный момент» Настя Т. «Я думаю, что такие работы приносят пользу потому что, если ты вложишь в них все, что ты знаешь и можешь, то учителя смогут понять на что ты способен (и сама ты можешь это понять). Такие работы, мне кажется, нужно проводить каждый месяц. Задание запомнилось то, в котором было большое затруднение. Это задание, где надо было отредактировать текст. Для комментариев место было оставлено, чтобы, если что-то непонятно и эти задания будут давать на следующий год, то сделать их более понятными. Я не очень довольна выполнением этих работ. Я многого не знаю (это мне показали эти работы). Тревожность они вызывают большую, потому что мне хочется написать лучше, а я пока не могу. Эта работа очень важна мне, мне ее нужно выполнять, мне она необходима». Наташа К.

Работы 4 класса «Я считаю, что такие работы полезны, потому что с помощью таких диагностик можно узнать срез своих знаний, проанализировать и понять свои ошибки, исправить их в дальнейшем. Я думаю, что такие работы надо проводить не сейчас, а в начале первого полугодия и в конце второго. Мне понравилось задание о двух точках зрения ученых. Место для комментариев дано для того, чтобы учитель понял, что у меня не получается. Я недовольна выполнением этих работ, потому что я для себя считаю, что я написала плохо. У меня такие работы не вызывают никакой тревожности». Лиза В. «Я бы хотел, чтобы такие работы у нас проводились каждый сезон, кроме лета. Работы мне понравились, потому что они интересные и хитрые задачи. Лучше даже олимпиадных заданий. Только надо делать таких задач больше и не ограничивать нас. Больше всего мне понравилось задание про пословицу «Что посеешь, то и пожнешь». Оказывается эта пословица не всегда права!» Федор П

Основные направления развития системы оценки качества Федеральный уровень (ГИА, ЕГЭ, мониторинги, олимпиады ) Федеральный уровень (ГИА, ЕГЭ, мониторинги, олимпиады ) Региональный уровень (аккредитация, аттестация учителей, внешняя оценка, мониторинги) Региональный уровень (аккредитация, аттестация учителей, внешняя оценка, мониторинги) Муниципальный уровень Школьный уровень сейчас, год Управление развитием СОКО через: -КИМы и оценочные процедуры для учащихся нового поколения; -изменение подходов к аттестации педагогов; -финансовые механизмы; -увеличения открытости, прозрачности оценочных процедур благодаря информатизации

Что такое образовательное событие? (версия в РО) Образовательное событие: 1) инициируется группой людей, которые сами формулируют тему для предельного разбора и переосмысления, неоднозначную и значимую; 2) готовят свои со-общения размышления о том, почему эта тема столь актуальна здесь и сейчас и что она значит персонально для выступающего (принцип говорения от себя и про себя); 3) На событие приглашаются те люди, с которыми важно было бы обсуждать заявленную тему (это могут быть эксперты или люди с противоположной позицией), задаются условия участия, открытость пространства, правила коммуникации, регламент; 4) Разрабатываются форматы групповой работы, и таким образом организуется дискуссионная площадка, клуб или публичный разговор (формат предлагается создателями), на котором обсуждается заявленная тема; 5) В результате такого события что-то случается с ребенком, т.е. он меняется, «выходит» другим. Ключевое слово здесь «самоизменение». 6) Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. 7) Событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию.

1 вопрос: в чем особенность предметной стартовой диагностики?

Ирэн Аргинская; Елена Вороницына Математика, итоговая работа 4 класс 1.Реши задачу. Самолет пролетел в км. 4 часа он летел со скоростью 920 км/ч, а остальной путь со скоростью 970 км/ч. Сколько часов самолет был в пути? 2.Укажи порядок выполнения действий и найди значение выражения. 38. (9045 : 27 – 8472 : 353) 3.Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства. 37 ч 25 мин =... мин 438 ц =... т... ц дм 2 =... м 2... дм 2 3 м... дм 7 см = см 4.Реши уравнение, содержащее три действия. Выполни его проверку. 6. p – ( ) = : n = 219 (537 – ). t = Площадь прямоугольного треугольника равна 16 см 2. Подбери длины сторон, образующих прямой угол. Постарайся найти несколько решений

Особенности предметных проверочных работ 1.Положенные в основу проводившегося мониторинга проверочные работы в большей степени рассчитана не на проверку формальных знаний учащихся за курс начальной школы, а на оценку их предметной компетентности, умения видеть границу собственных знаний и, тем самым, формирование у них соответствующей учебной мотивации. 2. Типы заданий: первый тип ­соответствует материалу, изученному в начальной школе. Эти задания дают дополнительный материал для организации коррекционной работы. и эти задания, соответствующие зоне актуального развития, являются тем фоном, на котором могут быть выявлены границы, которые необходимо преодолеть для решения новых задач (зона ближайшего развития). Второй тип заданий – задания на «разрыв», назначение которых показать перспективы дальнейшего изучения математики в 5-6 классе. Такие задания строятся за счет кажущегося, на первый взгляд, незначительным видоизменения заданий первого. Третий тип - задания, не имеющие непосредственного отношения к основному содержанию курса математики, но важные с точки зрения формирования и оценки учебной грамотности (задания, предполагающие активную работу с текстом, задания на выявление и анализ закономерностей и т.п.).

Первый тип заданий Задание 5. Петя и Сережа измеряли площадь и периметр квадрата со стороной 3м. У Пети получилось, что площадь квадрата равна 9 м 2, а периметр равен 12 м, из чего он сделал вывод, что периметр этого квадрата больше его площади. Сережа возразил Пете: «Я перевел метры в дециметры. Длина стороны квадрата равна 30 дм. Его площадь равна 900 дм 2, а периметр 120 дм. Значит, площадь больше периметра». А как считаешь ты? Изложи свою точку зрения так, чтобы убедить и Петю, и Сережу в своей правоте. Задание рассчитано на проверку понимания, что сравнивать можно только величины одного рода, и умения аргументировать свою точку зрения

Первый тип заданий Задание 7. Реши на выбор одну из задач. Объясни свой выбор. 1) 100 учебников математики для пятого класса стóят 4600 руб. Сколько нужно потратить на покупку учебников математики для 5 "Ы" класса, если в нём 23 ученика? 2) В киоске было 100 книг общей стоимостью 4600 руб. Для библиотеки купили 23 книги. Сколько потратили на покупку? Комментарий к заданию Задание проверяет умение анализировать и решать текстовые задачи – одно из базовых умений, формируемых в курсах математических дисциплин на протяжении всего периода обучения. Более конкретно, проверяются следующие умения: 1) различать тексты, описывающие равномерные процессы, и тексты, не дающие оснований считать описываемый процесс равномерным; 2) решать задачи на равномерные процессы

Первый тип заданий Задание 10. Какой самый большой результат может получиться, если в сумме двух трехзначных чисел А5В + ВС3 буквы заменить цифрами? (Разные буквы заменяются разными цифрами.) Комментарий к заданию Задание проверяет понимание позиционного принципа строения многозначного числа, которое будет необходимо в 5-6 классах при изучении позиционных (десятичных) дробей. Ошибочное решение говорит либо о непонимании разрядного состава многозначного числа, либо о неумении организовать целенаправленный поиск (возможно, путем проб) числа, удовлетворяющего заданному условию

Второй тип заданий Задание 2. Для того чтобы узнать, делится ли одно число на другое, не всегда необходимо выполнять деление этих чисел. Например, известно, что если сумма цифр некоторого числа делится на 3, то и само число делится на 3; если же сумма цифр не делится на 3, то и само число не делится на 3. Это свойство получило название «признак делимости на 3». Существуют и другие признаки делимости. Какую цифру нужно подставить вместо звездочки, чтобы число 3124*501 делилось на 3 и было как можно больше? Комментарий к заданию Задание рассчитано на использование незнакомой информации, содержащейся в тексте, и по существу, показывает учащимся перспективу дальнейшего изучения математики в 5 классе (одной из тем 5 класса являются признаки делимости). Кроме того, важным моментом является необходимость удержания сразу двух условий: число, получаемое в результате подстановки найденной цифры, должно делиться на 3 и быть наибольшим из возможных. Если в результате выполнения задания получено число, не делящееся на 3, это говорит о непонимании учащимся новой информации. Если же получившееся число делится на 3, но не является наибольшим в данных условиях (отличается от ), можно заключить, что у учащегося имеются проблемы с удержанием одновременно нескольких требований в условии задачи.

Третий тип заданий Задание 3. Из квадратов, кругов и треугольников составляют ряд по определенному правилу. На рисунке показано начало этого ряда. Нарисуй 3 фигуры этого ряда, начиная с 50-й. Комментарий к заданию Задание проверяет умение выявлять закономерность в последовательности фигур и находить требуемый фрагмент этой последовательности. Задание не связано непосредственно с программным материалом, но не требует для решения каких-то дополнительных знаний. Представляется, что задания такого типа, связанные с поиском и анализом закономерностей играют существенную роль в формировании абстрактного мышления. Ошибка в решении говорит либо о неумении находить закономерность в фрагменте последовательности, либо, что более вероятно, о затруднении в исследовании последовательности на основании найденной закономерности. Наряду с решением, построенным на тщательном анализе установленной закономерности, возможно (хотя и менее интересно) решение «в лоб» путем непосредственного «выписывания» всех членов последовательности вплоть до искомых.

Особенности предметных проверочных работ 3. Выбор задний учащимися для их решения (8 из 10). Главная цель оценить, какова корреляция между выбором заданий и их решаемостью, иными словами, насколько осознанным является выбор. (Пример, на 86 учащихся Москвы: получено значение коэффициента корреляции 0,39, которое следует признать значимым (пороговые значения для уровней значимости 5% и 1% составляют 0,25 и 0,36 соответственно). 4. «Вопросы и комментарии» к предложенным заданиям позволяют также оценить, насколько осознанно учащиеся подходят к выбору заданий, видят ли они границу собственных знаний, в состоянии ли сформулировать, чего именно им не хватает для решения задачи. (Например, на 86 учащихся 51 «вопрос, комментарий (59% учащихся) из них 35 содержательных вопросов и комментариев- 68%)

Пример нового задания, которое было включено вместо задания 6 по итогам апробации Задание 6. На рисунке показана ломаная линия и точки А и В. Сколько раз прямая АВ пересекает ломаную? А В Комментарий к заданию Задание проверяет владение простейшей геометрической терминологией и символикой, понимание различия таких фигур, как прямая и отрезок. Понимание таких геометрических абстракций, как бесконечность прямой, чрезвычайно важно в последующем при изучении систематического курса геометрии.

2 вопрос: Что надо делать школе в рамках новой системы оценки качества образования?

Эффекты развития (по Б.Д.Эльконину) Результат Функциональный орган Решение задач Продукт Субъективное пространство активности Продуцирование(порождение) Эффект Самостоятельность, Инициатива Инициация новых вызовов

Проба Пробно- поисковое Пробно- испытательное

Учебный план как механизм реализации ООП Новая модель примерного учебного плана (2 варианта) 1 вариант (7-9 класс) -фрагмент ОбластьПредметКол-во часов 1. Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) –70% ФилологияРусский язык Литература Английский 516 Математика и информатика Алгебра Геометрия 413 Общественно- научные дисциплины История Обществознание География 231 Естественно- научные дисциплины Физика Биология География Химия 434 Итого по п.1:… 1995 ОбластьПредметКол-во часов 2.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса (внеурочные формы учебной деятельности, внеучебные виды деятельности) – 30 % Пятидневная учебная неделя Проектная и учебно- исследовательская деятельность 140 Социальная практика 105 Итого по п. 2.… Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Итого по п.3… 1050 ВСЕГО: 4375

Учебный план 2 вариант (7-9 класс) –фрагмент (шестидневная учебная неделя) ОбластьУчебные предметы Обязательная - 60% Вариативная – 40% Всего 1. Обязательная и вариативная часть учебной урочной и внеурочной деятельности ФилологияРусский язык, литература,английский Математика и информатикаАлгебра, геометрия Общественно-научные предметы История, обществознания Естественно - научные предметы Физика, химия, биология, география Итого по п Вариативная часть по выбору учащихся Элективные курсы, рефлексивные сессии Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Тренинги, лаборатории1050

Расписание занятий 5. Нелинейное (динамическое расписание) – вариант 1 день, 2 неделя Занятия7 класс8 класс9 класс Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – Погружение по географииПогружение по физике Погружение по истории – Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) – Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) – Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) – Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции

Индивидуальные учебные достижения Виды оценки образовательных результатов школьников: оценка готовности к обучению на «переходе» учащихся из начальной в основную школу; оценка индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса; промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков; формативное (формирующее) оценивание для обучения; оценка внеучебных достижений школьников; итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также социальный опыт подростков; итоговая (государственная) аттестация выпускников основной школы. 26

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (русский язык) Содержательная областьСредства анализа и построения языковых конструкций (понятия, представления) Действия с языковым материалом Слово, его значение, звучание и написание отношение «форма - значение» модели словообразования и словоизменения несимметричность формы и значения (омонимия, многозначность, синонимия) родо-видовые отношения отношение «часть –целое» отношение противоположности (антонимия ) членение слова на значимые части (морфемы) определение значения слова по морфемному составу и по контексту сравнение языковых единиц по форме и по значению (лексическому и грамматическому) распознавание частей речи «сворачивание» толкования в слово, «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели объяснение значения слова: при помощи однокоренного слова, синонимов, через отнесение к более общему понятию построение простой классификации объединение слов в тематические группы построение упорядоченного списка построение синонимических рядов и антонимических пар отношение «звук-буква» принципы русского письма (фонематический, морфологический) звуковая модель слова построение рядов слов и словоформ с чередующимися звуками (подбор однокоренных («одноморфемных») слов и изменение формы слова) определение «ошибкоопасного места», (места орфограммы в слове)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (русский язык) Высказывание и его оформление в письменной речи связь (смысловая и грамматическая: сочинение, подчинение, координация) коммуникативная ситуация речевой жанр установление и выражение отношений зависимости/ независимости между словами в высказывании, частями высказывания членение речи на отрезки, имеющие смысловую и грамматическую завершенность (предложения) преобразование высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание определение цели высказывания и построение высказывания в соответствии с разными целями преобразование высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п. модель предложения отношения однородности/ неоднородности пунктуационное оформление предложения (знаки конца предложения, знаки между частями сложного предложения) пунктуационное оформление предложения, содержащего однородные члены

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (русский язык) Содержательная областьСредства анализа и понимания художественного текста (понятия, представления) Читательские действия Эпические произведения отношение автора (рассказчика)выявление (нахождение) прямых и косвенных оценок автора (рассказчика) и обоснование своего понимания (текстом) жанропределение (узнавание) жанра произведения, «запускающего» определенную читательскую стратегию эмоциональный тон текставыявление эмоционального тона текста и обоснование своего понимания герой: внешние проявления (портрет, поступки, действия, речь), значимые для понимания внутреннего мира внутренний мир героя: характер, мотивы, причины, цели действий, позиция героя (точка зрения) эмоциональное состояние, настроение извлечение (выделение) соответствующих фрагментов текста, установление связей между ними и их интерпретация (толкование) сюжет: последовательность событий, их развитие, позволяющие герою проявить свои качества выделение последовательности событий, значимых для проявления внутреннего мир героя художественные детали: пейзаж, интерьер, название и др. нахождение и интерпретация (толкование) художественных деталей, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика) языковые средства выразительностивыявление и интерпретация (толкование) языковых средств художественной выразительности, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (русский язык) Лирические произведения предмет, вызывающий наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) нахождение по художественным деталям и др. выразительным средствам предмета, вызывающего наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) ведущий эмоциональный тонвыявление основного эмоционального тона текста и обоснование своего понимания художественные деталивыделение и толкование (интерпретация) художественных деталей, значимых для выражения настроения языковые средства выразительности выделение и толкование (интерпретация) средств языковой выразительности, значимых для выражения ведущего настроения и его оттенков

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (математика) Содержательная областьСредства математического действия (понятия, представления) Математические действия Числа и вычисления последовательность натуральных чисел числовая прямая позиционный принцип (многозначные числа) свойства арифметических действий порядок действий нумерация представление чисел на числовой прямой сравнение многозначных чисел выполнение арифметических действий с многозначными числами определение порядка действий в выражении. прикидка Измерение величин отношение между числом, величиной и единицей отношение «целого и частей» формула площади прямоугольника прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) косвенное измерение (вычисление по формулам)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (математика) Закономерности «индукционный шаг» повторяемость (периодичность) выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах вычисление количества элементов в структурированном объекте Зависимости отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей») прямая пропорциональная зависимость между величинами производные величины: скорость, производительность труда и др. соотношения между единицами решение текстовых задач. описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.) действия с именованными числами Элементы геометрии форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) пространственные отношения между фигурами симметрия распознавание геометрических фигур определение взаимного расположения геометрических фигур

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (окружающий мир) Содержательная область Средства анализа и репрезентации природных объектов и явлений Действия с природными объектами Материальный объект как система признаков и свойств схема наблюдения объекта ряд (порядковая шкала) простые измерительные приборы и порядковые измерительные шкалы (весы, часы, линейка, курвиметр, термометр, шкала Бофорта, Мооса и пр.) классификация (простая, иерархическая), таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма выявление наблюдаемых признаков объекта сравнение объектов по выраженности признака (свойства) оценка выраженности свойства (признака) с помощью шкалы измерительного прибора прямые и косвенные измерения характеристик объектов и процессов (измерение величин и оценка условно измеряемых характеристик с помощью простых приборов и шкал-измерителей) деление на группы по определенному критерию (двум независимым критериям) отнесение объекта к группе по определенному критерию (по двум независимым критериям) определение численности группы объектов сравнение групп по численности

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (окружающий мир) Пространственные отношения между объектами схема маршрута картосхема (вид объекта или местности сверху, условные обозначения, изолинии, масштаб) система направлений (стороны горизонта) схематический разрез объекта ориентировка в пространстве (определение направления движения) определение пути с помощью схемы маршрута определение размеров объекта по его изображению и указанию масштаба визуализация рельефа местности по изолиниям картосхемы визуализация формы объемного тела по его видам (сбоку, сверху) определение расстояния между объектами по картосхеме представление деталей внутреннего строения объекта по его разрезам Процессы и их условия схема процесса (изменения состояний объекта под действием условий) схема эксперимента (контрольный и экспериментальный объекты, условия процесса, предполагаемый результат опыта) установление временных отношений между событиями определение и сравнение длительностей временных промежутков установление взаимной временной и причинной связности наблюдаемых процессов, реконструкция прошлого состояния объекта и предсказание будущих изменений на этой основе планирование проверки гипотезы об условиях

Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ 1. На уровне образовательного учреждения 1.1.На ученическом уровне: На ученическом уровне инструментарий должен быть ориентирован прежде всего: на самооценку собственных учебных действий учащегося; на выработку критериальной основы для оценки действий учащихся; на рефлексивный характер действий учащихся; на действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого (учителя) Ключевой объект оценки - учебные и иные действия учащегося 35

1.2. На педагогическом уровне: Для формирующего оценивания комплекс инструментов должен: фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение; ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать на улучшение качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок; иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся; носить непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии; ориентирован на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты) 36

1.2. На педагогическом уровне: Инструментарий для оценки индивидуального прогресса учащихся должен отвечать следующим требованиям: направлен на оценку зоны ближайшего развития и «индивидуальный темп» освоения учащимся предметного содержания и должен служить средством сопровождения образовательного процесса (как в начальной, так и в основной школах), а не только средством подведения его итогов; акцентирует внимание на мере овладения средствами (общими способами действия), которые должны быть переданы учителем ученику в ходе обучения; ориентируется на предметные линии, которые задают способ развертывания учебного предмета на протяжении обучения в начальной и основной школе; обеспечивает два вида прогресса: линейный и уровневый. Первый – это рост эффективности в решении задач достигнутого уровня, когда ученик остается на одном уровне. Второй – проявление способности решать задачи более высокого уровня, чем удавалось раньше. для того чтобы делать выводы об изменениях, которые происходят с учащимся (о приросте в мышлении и понимании при изучении предмета), необходимы данные двух и более срезов в течение учебного года по одним и тем же параметрам; позволяет в графической форме представлять прогресс учащихся (например, с помощью индивидуального профиля учащегося) 37

1.3. На административном уровне: Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям: ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году, т.е носить прогностический характер; позволяет самостоятельно учащимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»; выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения; позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год; устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года. 38

1.3. На административном уровне: Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов учащихся должен отвечать следующим требованиям: носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественно-научной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана; отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении; каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует «ядерным» (ключевым) понятиям (способам действия) учебного курса; устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим. 39

1.3. На административном уровне: Инструментарий для оценки рабочих учебных предметных программ должен отвечать следующим требованиям: выявляет деятельностный характер содержания учебной дисциплины; определяет возможности достижения запланированных образовательных результатов данной программой; устанавливает соотношение разных форм учебной деятельности в предмете; определяет возможности самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся в рамках данной программы Инструментарий для мониторинга информационно-образовательной среды основной школы Инструментарий для оценки деятельности педагогов при определении стимулирующей части оплаты труда 40

1.4. На общественно-профессиональном уровне : Оценку качества деятельности педагогов на этом уровне могут осуществлять профессиональные ассоциации, союзы, объединения, в которые может входить педагог ОУ Оценку качества образования учащихся должно осуществлять прежде всего родительского сообщества ОУ 41

2. На муниципальном уровне: На муниципальном уровне проводится внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, которая опирается на данные региональной оценки (мониторинговые исследования и итоговая (государственная) аттестация, а также данные муниципальной внешней оценки условий реализации ООП и муниципального задания 42

3. На региональном уровне: На региональном уровне внешняя оценка качества начального и основного общего образования проводится прежде всего с использованием следующих оценочных процедур : мониторинговых исследований в определенных ключевых точках общего образования (стартовая диагностика в 1-м и 5-м классе; промежуточная диагностика в 7-м классе); мониторинговых исследований по важным аспектам реализации ФГОС ОО; итоговой (государственной) аттестации в 9-м классе; государственно-общественная, общественно-профессиональная экспертиза в ходе аккредитации образовательного учреждения. 43