Дети, пережившие войну Классный час «История края – в судьбах людей»
Прошла война, ушла за поворот, В чехлах стоят гвардейские знамена. И жизнь, и время движутся вперед, Отстали только 20 миллионов. Остались в поле брани навсегда, Легли живой дорогою Победы. За нас легли, затем, чтоб никогда Нам этой боли в жизни не изведать. И память нам покоя не дает, И совесть нас с тобой частенько гложет. И 60 и 300 лет пройдет – никто у нас Войны забыть не сможет! М. Ножкин
Дети войны… Дети войны… Это нынешние 70-летние пенсионеры, чье детство пришлось на страшные годы войны. Они мерзли и голодали, видели смерть и бомбежки, они стояли у станков и выращивали хлеб для фронта. Многие из них потеряли отцов, матерей, близких родственников, но они выжили, они выучились, они честно работали. Их становится все меньше и меньше: дают знать о себе прошлые недетские физические нагрузки, а мучает их сегодня боль воспоминаний…
Доброхотова Лидия Ивановна. 13 июня 1933 г. Семья Доброхотовых жила в деревне Ситниково. В начале войны Лидии Ивановне было 8 лет. В семье было четверо детей. Старшей сестре было 12 лет, она работала в колхозе. Семья жила впроголодь, ели щи из крапивы, плюшки из травы и гнилой картошки.
Суханова Мария Ивановна 16 апреля 1933 г. На начало войны Марии Ивановне было восемь лет. Жизнь была очень тяжелой. Ходили в школу, записи делали сухой веточкой малины, которую обмакивали в свекольный сок, писали на газетах. Жили в нищете, ходили босыми ногами по холодной земле.
Стрелкова Мария Михайловна 27 июня 1930 г. Война началась, когда Марии Михайловне было десять лет. Детство вспоминает, как очень тяжелую пору своей жизни. Голод, нищета и непосильная работа. Девочки 10 – 12 лет вспахивали поля, таская плуги на себе или управляя быками.
Птичкина Александра Дмитриевна 9 мая 1933 года Родилась в деревне Чёрная Грязь Вышневолоцкого района. В семье было 5 детей, жили голодно, ели мякину, гнилую картошку, пахали на быках.
Давно закончилась война… Но разве зажили раны на сердце у каждой из этих женщин?!
Исхожено много дорог километров. Истрачено нервов и сил. Нам выли вдогонку сирены и ветры. Фашист нас, как зверя, травил. Кровь брали фашисты из тоненьких венок, Спасая немецких солдат. Мишенью детишки стояли у стенок. Злодейства вершился обряд. А в голод спасала лишь корочка хлеба, Очистки картофеля, жмых. И падали бомбы на головы с неба, Не всех оставляя в живых. Нам, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была. И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла.