Манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности Заместитель начальника отдела Управления контроля электроэнергетики ФАС России Дмитрий Андреевич Васильев
Полномочия ФАС России на рынках электрической энергии
Полномочия ФАС России на рынках электрической энергии можно условно подразделить на: 1. «Традиционные», характерные также для контроля на иных рынках: -контроль экономической концентрации (согласование сделок по распоряжению акциями, долями и имуществом); -согласование сделок в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях»; -установление признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части злоупотребления доминирующим положением.
2. Специальные полномочия, характерные для рынков электрической энергии (установлены статьей 25 ФЗ «Об электроэнергетике»), по контролю за действиями, влекущими: создание препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры; возможность манипулировать ценами и манипулирование ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего и (или) исключительного положения; злоупотребление доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
Особенности. 1. Специальный порог доминирования - если доля установленной мощности принадлежащего лицу генерирующего оборудования или доля выработки электроэнергии с использованием данного генерирующего оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20%. Также доминирующим может быть признано положение х.с. с долей менее 20%, исходя из: - частоты возникновения исключительного положения (способность при определенных условиях формировать цену рынка), - устойчивости и продолжительности такого положения, - наличия доминирующего положения на рынках топлива, - исходя из иных условий, определенных в установленном Правительством РФ порядке и связанных с обращением электрической энергии и мощности в данной зоне свободного перетока.
2. Специальные географические границы рынка – границы зоны свободного перетока. Зона свободного перетока - часть ЕЭС России, в пределах которой отсутствуют ограничения для замещения электрической энергии и мощности, производимой одним производителем, э/э и мощностью другого производителя, обладающего геноборудованием с аналогичными тех характеристиками, и существуют ограничения для замещения такой э/э и мощности, производимой в иной зоне свобоного перетока, в пределах ограничений по перетоку э/э и мощности между такими зонами. Таким образом, установлены границы рынка, которые можно практически применять, более узкие чем ранее - ценовые зоны – Европа+Урал и Сибирь.
Зоны свободного перетока 1-ая ценовая зона 22 Зоны свободного перетока 2-ая ценовая зона 7 Зон Свободного перетока ТГК-1 Дальневосточная энергетическая компания Изолированные энергосистемы
Центральное место среди полномочий ФАС России на рынках электрической энергии занимает контроль за созданием возможности манипулирования и манипулированием ценами на оптовом рынке электрической энергии
1. Статья 25 ФЗ «Об электроэнергетике», содержащая базовые, основополагающие нормы, подлежащие раскрытию в актах Правительства РФ и антимонопольного органа. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего и (или) исключительного положения. Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в том числе цены и действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках. Нормативные акты по контролю за манипулированием ценами
2. В соответствии с пунктом 15 Правил оптового рынка, на оптовом рынке действует система установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию с учетом дифференцированных по типам электрических станций уровней максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности). Определение размера указанных уровней осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. 3. В соответствии с пунктом 15 Правил оптового рынка, пунктом Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. 331, ФАС России осуществляет контроль за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке. Нормативные акты по контролю за манипулированием ценами (2)
Приказом ФАС России от 14 ноября 2007 г. 378 утвержден Порядок установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее – Порядок). Согласно пункту 4 Порядка, выявление случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом рынке осуществляется антимонопольным органом в том числе на основании данных мониторинга цен на электрическую энергию, осуществляемого администратором торговой системы оптового рынка. Согласно пункту 11 Порядка, выявление факта манипулирования осуществляется в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем сравнения цен, указанных участниками оптового рынка в ценовых заявках, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час, путем сравнения указанных участником объемов с возможными объемами выработки электроэнергии станциями, исходя из технических характеристик генерирующего оборудования, ограничений по теплофикационной нагрузке, топливной обеспеченности, а также с учетом дифференцированных по типам электрических станций уровней максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности), определяемых федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Нормативные акты по контролю за манипулированием ценами (3)
Схема контроля Участники рынка Контролирует в соответствии с Правилами и регламентами (контроль ex-ante) Контролирует в соответствии с Правилами ОРЭ, Порядком установления случаев манипулирования ценами и антимонопольным законодательством (контроль ex-post) Контролирует как уполномоченный орган Федеральная антимонопольная служба Предоставление анализа и информации в соответствии с Порядком Заявления о нарушениях
Организационная форма работы при выявлении, анализе и установлении фактов нарушений Контроль за манипулированием ценами – в соответствии с Порядком ФАС АТС - Мониторинг цен на рынке, выявление случаев значительного изменения цены (критерии заданы в Порядке ФАС и регламентах рынка) Совет рынка (АТС) - анализ причин изменения цен, определение круга участников, действия которых могли к этому привести, анализ их заявок и др. аналитика АТС, СО, ФСК, участники - сбор и предоставление всей необходимой информации для проведения анализа по выявленным случаям ФАС - возбуждение и рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства (в установленном порядке) ФАС - принятие решения об установлении или отсутствии факта манипулирования ценами участником Если факт манипулирования установлен – выдача обязательного для исполнения предписания ФАС России и применение предусмотренных законодательством и правилами оптового рынка санкций и мер
Определение манипулирования в соответствии с Порядком. Манипулирование - совершение экономически и (или) технологически необоснованных действий, в том числе с использованием своего исключительного (в том числе временного) положения на оптовом рынке (отдельных ценовых зонах оптового рынка), которые привели к значительному изменению равновесных цен (цены) на электрическую энергию, в том числе путем: - подачи завышенных (заниженных) заявок на покупку (продажу) электрической энергии; - подачи ценовой заявки, объем которой не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования такого участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка (увод объемов).
Нарушения антимонопольного законодательства на рынках электрической энергии. Манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
В 2009 – 2010 гг. ФАС России рассмотрены 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Концерн Росэнергоатом», ООО «Бийскэнерго», ОАО «ТГК-11» и группы лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания». ООО «Бийскэнерго», ОАО «ТГК-11» и группа лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» были признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем совершения действий, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) путем подачи экономически и технологически необоснованно завышенных ценовых заявок на продажу электрической энергии, имеющих своим результатом значительное изменение цены на электрическую энергию. Нарушение антимонопольного законодательства
1. 1 декабря 2009 года ФАС России признала ООО «Бийскэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем совершения действий, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) путем подачи экономически и технологически необоснованно завышенных ценовых заявок на продажу электрической энергии в период с 23 мая по 01 июля 2007 года, а также в период с 08 мая по 18 ноября 2008 года, имеющих своим результатом значительное изменение цены на электрическую энергию. ООО «Бийскэнерго» осуществляет деятельность по производству электрической энергии в географических границах второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности), а также в границах зоны свободного перетока электрической энергии (мощности) (далее - ЗСП) – ЗСП «Барнаульско-Бийский энергоузел». ООО «Бийскэнерго» занимает доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии и мощности в географических границах ЗСП «Барнаульско-Бийский энергоузел». Нарушение антимонопольного законодательства (2)
По результатам рассмотрения антимонопольного дела, было установлено, что ценовые заявки, поданные ООО «Бийскэнерго» в РСВ и БР в отношении Бийской ТЭЦ-1 в период с 23 мая по 01 июля 2007 года, а также в период с 08 мая по 18 ноября 2008 года являются экономически и технологически необоснованными, поскольку существенно превышают: - себестоимость выработки электрической энергии Бийской ТЭЦ-1, - экономически обоснованный тариф на производство электрической энергии и уровень максимальных экономически обоснованных расходов, утвержденные ФСТ России для вышеуказанных периодов, - цену РСВ и индикатор БР, сложившиеся в аналогичные часы предыдущих суток и недели (месяца), когда ценовые заявки ООО «Бискэнерго» не становились ценообразующими. Нарушение антимонопольного законодательства (3)
подача ООО «Бийскэнерго» указанных ценовых заявок привела к - значительному изменению цены на оптовом рынке электрической энергии (мощности), - а также к ущемлению интересов субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность в географических границах второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности), вынужденных осуществлять оплату электрической энергии по завышенным ООО «Бийскэнерго» ценам. ООО «Бийскэнерго» выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере ,68 рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в период с 23 мая по 01 июля 2007 года, а также в период с 08 мая по 18 ноября 2008 года. Нарушение антимонопольного законодательства (4)
12 февраля 2010 года ФАС России признала ОАО «ТГК-11» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем совершения действий, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) путем подачи экономически и технологически необоснованно завышенных ценовых заявок на продажу электрической энергии в период с 5 июня по 11 октября 2008 года, имеющих своим результатом значительное изменение цены на электрическую энергию. ОАО «ТГК-11» осуществляет деятельность по производству электрической энергии в географических границах второй ценовой зоны электрической энергии, а также в границах зон свободного перетока (ЗСП) – ЗСП «Остальная ОЭС Сибири» и ЗСП «Омская энергосистема». ОАО «ТГК-11» занимает доминирующее положение в географических границах ЗСП «Омская энергосистема». Нарушение антимонопольного законодательства (5)
По результатам рассмотрения антимонопольного дела, было установлено, что ценовые заявки, поданные ОАО «ТГК-11» в РСВ и БР в отношении Омской ТЭЦ-3 в период с 5 июня по 11 октября 2008 года, являются экономически и технологически необоснованными, поскольку значительно превышают -экономически обоснованный тариф на производство электрической энергии и уровень максимальных экономически обоснованных расходов, утвержденные ФСТ России, - цену РСВ и индикатор БР, сложившиеся в аналогичные часы предыдущих суток и недели (месяца), когда ценовые заявки ОАО «ТГК-11» не становились ценообразующими. Кроме того, согласно проведенной ОАО «Инженерный центр ЕЭС» экспертизе, удельные расходы условного топлива ОАО «ТГК-11» на отпущенную электроэнергию являются завышенными в среднем на 26-40%. Нарушение антимонопольного законодательства (6)
Подача ОАО «ТГК-11» указанных ценовых заявок в период с 5 июня по 11 октября 2008 года привела к значительному изменению цены на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также к ущемлению интересов субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность в географических границах второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности) Кроме того, в период с 31 июля по 9 сентября 2008 года ОАО «ТГК-11» увеличило цену в ценовых заявках, подаваемых в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3, Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 для проведения конкурентного отбора ценовых заявок на РСВ и БР, и исключило из ценовых заявок ценопринимающую ступень, чем существенно увеличило объемы ценового предложения по завышенным ценам в ЗСП «Омская энергосистема». Данная ценовая стратегия ОАО «ТГК- 11» привела к увеличению цены продажи электрической энергии в отдельные часы вышеуказанного времени до 50%. ОАО «ТГК-11» выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. Нарушение антимонопольного законодательства (7)
3. 27 апреля 2010 года ФАС России признала группу лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) путем подачи экономически и технологически необоснованно завышенных ценовых заявок на продажу электрической энергии в 2008 году, имеющих своим результатом значительное изменение цены на электрическую энергию. Группа лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» осуществляет деятельность по производству электрической энергии в географических границах первой ценовой зоны, а также в границах зон свободного перетока (далее – ЗСП) Киндери и ЗСП Волга. Группа лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» занимает доминирующее положение в географических границах ЗСП Киндери и в границах ЗСП Волга. Нарушение антимонопольного законодательства (8)
По результатам рассмотрения антимонопольного дела, было установлено, что, ценовые заявки, поданные группой лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» в РСВ и БР в отношении: - Казанской ТЭЦ-1, Казанской ТЭЦ-2, Казанской ТЭЦ-3 с по , с по ; - Казанской ТЭЦ-3 с по ; - Нижнекамская ТЭЦ-1, Нижнекамская ТЭЦ-2, Набережночелнинская ТЭЦ в периоды с по , с по , являются завышенными, поскольку значительно превышают уровень максимальных экономически обоснованных расходов, а также фактические затраты на производство электрической энергии в соответствующие часы. Группа лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» в отдельные периоды 2008 года в отношении отдельных станций подавала в РСВ и БР «мазутные заявки», однако сжигание мазута на станциях по факту не осуществлялось. Нарушение антимонопольного законодательства (9)
Подача группы лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» указанных ценовых заявок в период с по привела к значительному изменению цены на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также к ущемлению интересов субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность в географических границах первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности). Гарантированный отбор завышенных заявок станций Группы лиц в исследуемые периоды был обеспечен вследствие не возможности замены объемами поставок других электростанций, и особенностей функционирования балансирующего рынка. Данная ценовая стратегия группы лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» привела к увеличению небаланса балансирующего рынка, и соответственно средневзвешенной цены покупки отклонений в ГТП потребления. Группе лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Нарушение антимонопольного законодательства (10)
4. В настоящее время на стадии рассмотрения находится дело, возбужденное в отношении группы лиц в составе ОАО «РУСАЛ Красноярск», ОАО «РУСАЛ Саяногорск», ОАО «РУСАЛ Братск», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» и ОАО «СУАЛ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности). ОАО «РУСАЛ Красноярск», ОАО «РУСАЛ Саяногорск», ОАО «РУСАЛ Братск», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» и ОАО «СУАЛ» являются субъектами оптового рынка электрической энергии (мощности) и внесены в Реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в качестве крупных потребителей. Нарушение антимонопольного законодательства (11). Манипулирование потребителем э/э.
Суть дела: Во второй ценовой зоне оптового рынка электрической энергии и мощности (далее – Вторая ценовая зона) в отдельные дни августа и сентября 2009 года вследствие снижения совокупного объема покупки электрической энергии отмечено резкое падение средневзвешенной цены на рынке на сутки вперед (далее – РСВ). Исходя из проведенного ФАС России анализа, следует, что основной причиной формирования низких равновесных цен на РСВ в отдельные сутки августа 2009 года послужило то, что ОАО «РУСАЛ Красноярск» не подало ценовую заявку на РСВ. Аналогичная ситуация имела место в сентябре 2009 года, когда ОАО «РУСАЛ Саяногорск» не подало ценовую заявку, в результате чего также отмечено резкое снижение равновесных цен Сибири. Кроме того, в период с октября по декабрь 2009 года во Второй ценовой зоне отмечено использование заводами группы лиц РУСАЛ совместной стратегии подачи цен в заявках на покупку электрической энергии в пределах руб./МВт. ч. Нарушение антимонопольного законодательства (12)
При использовании данной стратегии потребителями электрической энергии существует риск формирования цены РСВ ниже себестоимости производства электрической энергии. По имеющейся в ФАС России информации, ряд генерирующих компаний осуществлял продажу электрической энергии в РСВ и БР по ценам, ниже цен в их ценовых заявках и ниже экономически обоснованных тарифов, установленных ФСТ России для данных хозяйствующих субъектов. В настоящее время проводится антимонопольное расследование в рамках возбужденного дела. Нарушение антимонопольного законодательства (13)
Часть 5 статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике». В отношении субъектов оптового рынка, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение либо манипулирующих и (или) имеющих возможность манипулирования ценами на оптовом рынке, в целях предупреждения злоупотреблений и недопущения манипулирования ценами могут быть применены в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, следующие меры: государственное регулирование цен (тарифов); ограничение цен в ценовых заявках; введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок; обязательство участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования. Санкции
В связи с либерализацией рынка электроэнергии, которая должна завершиться в 2011 году и особенностями модели российского оптового рынка электроэнергии, а также высокой концентрации генерирующих компаний существуют значительные риски манипулирования ценами. Манипулирование ценами на рынке электроэнергии может привести к существенным негативным социально-экономическим последствиям и оказать негативное влияние на инфляцию. В настоящее время разработан проект постановления об особенностях антимонопольного регулирования и контроля на рынках электроэнергии. Данный проект доработан с учетом запуска долгосрочного рынка мощности. Контроль за созданием возможности манипулирования и манипулированием ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
В апреле 2010 года ФАС России разработаны проекты Методических рекомендаций ФАС России по выявлению фактов манипулирования ценами на электроэнергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности). Проект методических рекомендаций был рассмотрен 15 апреля 2010 года на заседании Экспертного совета по электроэнергетики при ФАС России и в целом был поддержаны Членами Экспертного совета. В настоящее время приказ ФАС России об утверждении данных методических рекомендаций подготовлен к направлению в Минюст России для государственной регистрации.
Контроль за манипулированием ценами на рынке мощности (долгосрочном рынке мощности)
Спасибо за внимание