Выполнила учитель ГКОУ РО лицей – интернат «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ», г. Таганрога Кочешкова Любовь Николаевна
Меню План урока: 1.Россия на рубеже XVII-XVIII вв. 2.Детские и юношеские годы Петра I. 3.Пётр и «кумпания». 4.Деятельность Петра – правителя. 5.Пётр I – основатель Таганрога. 6. Итоги и значение деятельности Петра.
Меню Задание на урок. 1. Что повлияло на формирование характера и мировоззрения Петра I? 2. Пётр I - выдающийся политический деятель или жестокий самодур? 3. Значение деятельности Петра Великого.
Меню
Особенности преобразований в России Проводились по европеискому Образцу(Швеция) Отсутствие системы в проведении реформ Зависимость внутреннеи Политики от внешнеи Жесткии курс и быстрыи темп реформ Проходила на базе государственнои системы крепостного права Охватили все сферы деятельности и жизни людеи
Меню Причины отсталости России от Западной Европы: 1 Отсутствие выхода к морю. 2. Отсутствие регулярной армии и флота. 3. Отсталая экономика. 4. Несовершенство системы государственного управления. 5 Отсталость в области культуры.
Меню
Петр I родился от 2-го брака Алексея Михай- ловича с Натальей На- рышкиной в 1672 г. После смерти отца в 1676 г. царем стал Фе- дор,но он был болез- ненным и в 1682 г. ско- нчался.Боярская Дума провозгласила царем 10-летнего Петра. Но стрельцы подняли мятеж. Детство Петра. Петр I в детстве. Неизвестный художник.
Меню Во время восстания, стрельцы потребова- ли сделать царями Пе тра и Ивана,а Софью регентом. Иван был слабоумным и Софья его не опаса- лась,а Петр с матерью был отправлен в Пре- ображенское. Петр стал посещать Не- мецкую слободу и по- дружился с иностран- цами. Петр,Иван и патриарх Андриан. Миниатюра к. 17 в.
Меню У маленького Петра нас- тавником стал Н.Зотов Он научил мальчика чи- тать,писать и считать и на всю жизнь при- вил ему интерес к уче- нию. Зотов,мастер на все ру- ки обучил царевича ра боте на токарном стан- ке,и впоследствии тот любил и умел рабо- тать руками. Детство Петра. Петр и Н.Зотов. Миниатюра к. 17 в.
Меню Власть оказалась в ру- ках Софьи,за которой стояли Милославские и ее фаворит В.Голи- цин.Они начали пре- образования,но выну- ждены были постоян- но следить за Петром и Нарышкинами,чтобы не потерять власть. Опорой Софьи были стрелецкие полки об- лагодетельствован- ные ею. Царевна Софья. Современный рисунок.
Меню Петр,находясь в Преоб- раженском,создал из ровесников потешные полки,которые прохо- дили военную подго- товку под руководст- вом иностранцев. В 1686 г. на р.Яузе он на шел полуразвалив- шийся ботик,на кото- ром после ремонта на- чал ходить под пару- сом. Петр и потешные полки Миниатюра к. 17 в.
Меню Летом 1689 г. до Петра дошли слухи,что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его. Петр в страхе бежал в Троице-Сергиев монастырь.Вско- ре туда стали переезжать бояре и Софья поняла,что проиграла.По приказу Петра ее заточили в Новодеви- чий монастырь. А стрельцов казнили. Начало царствования Петра. Стрельцы.. Миниатюра 19 в.
Меню В 1695 г. Петр I,желая за- воевать выход к Чер- ному морю, отправил- ся к Азову и осадил его.Но турки подвози- ли все необходимое по морю. Штурм крепости завер- шился неудачей и Петр отошел на р.Во- ронеж,где согнанные сюда крестьяне всю зиму строили корабли Азовские походы. Осада Азова. Миниатюра к. 17 в.
Меню Весной 1696 г.русская армия в сопровождении флоти- лии спустилась по Дону и вновь осадила Азов.На этот раз город был блокирован и с суши и с моря. Вскоре начался штурм и Азов пал.Но, не владея проливами, торговать с Европой по-прежнему было нельзя. Азовские походы. Взятие Азова. Гравюра к.17 в. А.Шхонебека.
Меню В 1697г.в Европу с целью поиска союзников против Тур- ции отправилось «Великое посольство». Вместе с ним поехали 35 молодых дворян для обучения ремеслам.Петр,прибыв в Голландию,инкогнито устро- ился на верфь и вскоре получил диплом плотника. Великое посольство. Домик Петра I на Саардамской верфи. Миниатюра к.17 в.
Меню По приглашению В.Оранского Петр посетил Англию, где научился проектировать корабли. «Великое посольство»,находясь в Австрии, выяснило, что союзников для борьбы с турками найти не удаст- ся и Петр поспешил приехать В Вену.Но там он полу- чил известие о бунте стрельцов. Великое посольство. Петр I в Англии. Современный рисунок.
Меню Приехав в Москву,Петр не смотря на казнь 58 че ловек,провел новое расследование и казнил еще более 700 стрельцов. Возвратившись в Европу,Петр смог создать Се- верный Союз для борьбы со Швецией. В.Суриков. Утро стрелецкой казни.
Меню
В н.1700 г. Войну Швеции объявили Дания и Саксо- ния,но 18-летний шведс- кий король Карл XII неожи- данно появился у Копенга- гена и заставил Данию ка- питулировать. Летом,шведы высадились у Риги и разбили саксонцев осаждавших город. В сентябре 1700 г. Петр I во главе 35-тысячной армии двинулся к Нарве, принад лежащей шведам и осадил город. Борьба за выход к морю.
Меню Северная война ( гг.) Потерпев поражение под Нарвой Петр очень опечалился, но не пал духом. Его ждали великие дела. Надо было создать новую армию, флот. Необходимо было пройти через унижение, чтобы в конце концов победить!
Меню Борьба за выход к морю. Петр Великий на строительствеПетербурга.Неизвестный художник.19 в.
Меню После поражения под Нар- вой Петр I приступил к реформированию армии. Сравните слайды и ответьте на вопрос: Какие изменения произошли в Русской армии?Дайте им оценку? Петр взамен стрелецких пол- ков начал создавать пол- ки нового строя и объя- вил о начале рекрутских наборов. От тысячи дво- ров раз в год брали на службу 1 рекрута. Военная реформа.
Меню В русской армии появились различные рода войск. Петр сделал ставку на уси ление артиллерии и ре- шил основать на Урале ме таллургические заводы. Но быстрой отдачи от них не было и поэтому Петр приказал снять с церквей колокола и переплавить их на пушки. Первоначальную потреб- ность армии эта мера поз- волила удовлетворить,но Петр на этом не останови- лся и в стране продолжа- ли возникать новые ману- фактуры. Военная реформа.
Меню Для подготовки офицеров по приказу Петра I стали создавать военные школы В 1701 г. в Москве возник- ла Навигацкая школа,пре- образованная впоследст- вии в Морскую Академию. Вскоре возникли школы других направлений. Для подготовки офицеров Петр продолжал отправ- лять молодых дворян за границу. В 1716 г. был принят новый воинский устав,чуть поз- же появился «Морской устав». Военная реформа. Воинский устав написанный Петром I.
Меню Победы русского флота. Успехи на суше необходимо было закрепить победами на море.За годы реформ Петр создал внушительный флот. В 1713 г. русская армия одержала ряд побед в Финлян- дии,принадлежавшей Швеции.Для дальнейших бое- вых действий нужно было доставить войска по мо- рю на север страны. Русский боевой корабль н.18 в.
Меню
Российская экономика при ПетреI Цели экономических преобразований
Меню В ходе реформ произошел переход к использованию принудительного труда крепостных крестьян на мануфактурах и заводах ! Труд на мануфактурах Особенности государственных мануфактур. Обеспечение сбыта продукции (государство-заказчик) Использование дешевой силы(труд крепостных) Отсутствие естественной конкуренции. Консервация феодально- крепостнических порядков.
Меню Развитие торговли. Торговая политика государства. Последствия и значение. I ПЕРИОД( ). Система запретов, высоких пошлин и на- логов. Монополия государства почти на все виды товаров. Например, в 1713 г.зап- рещена торговля в Архангельске I I ПЕРИОД( ) 1.Получение значительных сре – дств казной на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых связей купе- чества, торговых фамилий. Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства Отечественной торговли. 1.Развитие торговли. Превышение вызова товаров над ввозом их в страну. 2. Накопление капитала, рост про- мышленности.
Меню
Докажите, что новый государственный аппарат был эффективней старого.
Меню Основные принципы деятельности новых органов власти. 1. Функциональность и жесткая регламента- ция деятельности. Введение отраслевого управления страной ( Камер коллегия занималась только сбором налогов и. т. д. ) Строгое разгранизение властных полномочий и ведомственных обязанностей. 2. Строгая иерархия органов власти. Жесткая система подчинения одних вла- стных структур другими.
Меню Реформа госаппарата. Для проведения преобразований Петр нуждался в эф- фективном госаппарате. В 1704 г. он ликвидировал Боярскую Думу.В 1701 г. бы- ла создана Консилия министров,а в 1711 Сенат. В 1718 г. вместо приказов Петр создал 12 коллегий, где все вопросы решались коллегиально. Е.Лансере.Петербург в XVIII столетии.Здание двенадцати двенадцатиколлегий.
Меню В 1714 г. По указу о престолонаследии была ликвидирована разница между боярами и дворянами. Прохождение службы. В 1722 г. появился «Табель о рангах»,который определил порядок прохождения государст- венной службы.
Меню Петр для повышения эффективности управления поде- лил страну на губернии, провинции уезды.Во главе гу берний стояли губернаторы,провинций-воеводы, уез- дов-капитан-исправники.В городах избирались Бурми стерские палаты,собиравшие налоги и ведавшие су- дом.В 1720 г. был создан Главный магистрат и город- ские магистраты.Государство оказывало городам эко номическую поддержку. Территориальное устройство. Сенат петровского времени. Гравюра с картины Д.Кардовского.
Меню Реформы государственного аппарата управления. Цели реформ. Создание регулярной армии и флота. Замена устаревшей системы при- казов новыми органами власти. Создание четко действующего государственного механизма. Причины наступления го- сударства на церковь. Установление абсолютной монархии сопровождалось утра - той православной церковью самостоятельности – подчине- нием духовной власти светской. Возможность использования бо- гатых материальных и денежных ресурсов церкви. Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем. Оппозиционные настроения части духове- нства реформам ПетраI.
Меню Церковь еще в 90-е г. 17 в. враждебно отнеслась к де ятельности Петра. В 1700 г. после смерти патри арха Андриана, Петр зап- ретил выборы патриарха и назначил местоблюсти- теля патриаршего престо- ла. В 1721 г. он создал Духов- ную коллегию, преобразо- ванную в 1722 г. в Святей ший Синод.Священники были переведены на со- держание государства и церковь стала частью гос- аппарата. Церковная реформа. Патриарх Андриан. Копия с парсуны 1696 г.
Меню Органы власти и управления Российской империи в е годы XVIII в По решению Сената получил титул – ИМПЕРАТОР ВСЕ – РОССИЙСКИЙ ; за ним утвердилось почет- ное имя ПЕТР ВЕЛИ- КИЙ, ОТЕЦ ОТЕЧЕ – ЧЕСТВА Единодержавие Петра I.
Меню Сопротивление реформам. Петровские реформы породили огромное недовольство в стране.Оппозиция стала группироваться вокруг Але ксея Петровича. Он не хотел участвовать в реформах В 1716 г. Алексей бежал в Австрию.П.Толстой смог воз- вратить его в Россию.В 1718 г. после пыток, Алексей был убит.По указу 1722 г. император получил право назначать наследника. Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.
Меню - Становление абсолютной монархии в России. - Подчинение церкви государству. - Подавление личности государством. - Активное вмешательство государства в социально- экономические отношения. -Превращение России в империю с мощ- ной армией и флотом. Улучшение меж- дународного положения. -Консервация феодально-крепостничес - ких отношений.
Меню 1.Политика меркантилизма предусматривала: а) а) поощрение ввоза иностранных товаров. б) б) накопление денег в стране с помощью покровительства оте- чественной торговли. в) в) рост молодой промышленности. 2. Форма правления при которой законодательная, судебная, исполнительная власть принадлежит главе государства: а) а) абсолютная монархия б) б) сословно-представительная в) в) олигархия
Меню 3. Что не является результатом реформаторской деятельности Петра I. а) а) преодоление экономической отсталости России. б) б) превращение России в сильную европейскую державу в) в) начало демократизации политической жизни 4. Производство основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, называется: а) а) мануфактурой б) б) фабрикой в) в) верфью 5. В число органов управления, учрежденных Петром I не входили: а) а) Сенат б) б) Дума в) в) коллегии