Формирование готовности педагогов к работе одаренными детьми Л.А.Дементьева, ст. преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка и специалистов, работающих с одаренными детьми Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Advertisements

Профессионально-личностная подготовка учителя, работающего с одаренными детьми Жогова В.П., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия имени Героя.
Готовность учителя к работе с одаренными детьми Дьяконова Г.Н.,заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 14 г.Яровое Алтайского края 20 Февраля 2012года Школьный.
«Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения». Методист ИМЦ Э.В. Зубарева.
"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно.
Модель психолого- педагогического сопровождения работы с одаренными детьми.
Материал по теме: Педагог дополнительного образования - профессионал. Каков он?
Модель психолого- педагогического сопровождения работы с одаренными детьми Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ.
Межведомственная модель организации работы с одаренными детьми Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Селидовская общеобразовательная гимназия АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ПУТИ РАЗВИТИЯ Методическое совещание
Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 7» пр. «Красноярский рабочий»,38, т.: ,
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
ФОРМИРОВАНИЕ « ОБРАЗА « Я » В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Агапкина Ольга Петровна учитель технологии высшей категории МОУ СОШ 30 города Энгельса.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
Транксрипт:

Формирование готовности педагогов к работе одаренными детьми Л.А.Дементьева, ст. преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ

«…обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра». В.С. Юркевич

Модель организации психолого- педагогического сопровождения развития детской одаренности в ОУ Реализация программ формирования психологической готовности педагогов (родителей) к работе с одаренными детьми (информационный, диагностический, мотивационный, коррекционно- развивающий блоки) Реализация механизма психологического и психолого-педагогического мониторинга развития детской одаренности (педагоги, родители, педагог- психолог, ребенок) Реализация сквозных программ поддержки развития личности одаренных детей (валеологический, психосоциальный и когнитивный блоки)

Сложности подготовки учителей, работающих с одаренными детьми отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях (сложности выявления и диагностики); низкая готовность к работе с высокоинтеллектуальными детьми, равнодушие к их проблемам (непонимание и неприятие); враждебный настрой по отношению к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету; ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта.

Негативные проявления адаптации одаренных детей в ОУ Неприязнь к школе. Протестные формы поведения. Перфекционизм (стремление к совершенству). Переживание неудовлетворенности. Конфликтность. Повышенная чувствительность и уязвимость. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание).

Учитель для одаренного ребенка (Б. Блум) учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой): увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми (критерии американской программы Astor) быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Учитель для одаренных детей (Л. Холлингуорт) представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных. представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек.

Элемент готовности педагога к работе с одаренными Основные показатели готовности Мотивационная Принятие детей данной категории. Желание работать с одаренными детьми. Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми. Научно-исследовательская Творческое мышление, исследовательские умения и навыки. Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах. Статус педагога-исследователя. Публикации. Участие в профессиональных конкурсах. Методическая Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни). Использование разнообразных интерактивных методов и технологий. Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения. Знание психологии одаренных детей. Профессиональная компетентность (по предмету). Регулярное повышение квалификации. Коммуникативная Коммуникативная компетентность. Организаторские способности. Личностная Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция. Высокий уровень эмпатии. Толерантность, гибкость. Лидерские способности, стремление к личностному росту. Уравновешенность. Рефлексия, способность к самоанализу. Живой, активный характер, чувство юмора.

Психологическая диагностика готовности к работе с одаренными детьми: Опросник Психологический портрет учителя (Г.В.Резапкина); Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности (В. Симонов); Опросник оценки творческого потенциала (Н.Ф. Вишнякова); Диагностический комплекс для определения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (Е.М. Крюкова, Е.Г. Белова): Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств" Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций" Анкета "Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе" Методика диагностики мотивационной среды в ОУ Анкета "Определение затруднений педагогов при организации учебного и воспитательного процесса.

Профессиональные компетентности учителя, работающего с одаренными детьми (по Н. В. Кузьминой): глобальные личностные характеристики – система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы: специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся; психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых; аутопсихологическая компетентность, как основа рефлексии педагогической деятельности.

Содержание программ развития психологической готовности к работе с одаренными детьми должно ориентироваться на следующие показатели: Общая мотивационная готовность к инновационной деятельности. Профессиональная «Я-концепция» педагога. Коммуникативные и адаптивные характеристики личности (конфликтологическая компетентность). Регулятивные характеристики личности.

Содержание программ развития психологической готовности к работе с одаренными детьми 1. Закономерности психического развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности (общей и различных видов специальной). 2. Методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей. 3. Концептуальные модели, которые могут быть использованы при разработке учебных программ для одаренных детей. 4. Учет результатов психолого-педагогического обследования ребенка при составлении образовательной учебной программы. 5. Основы дифференцированного и индивидуализированного подходов к составлению учебных программ. 6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми. 7. Выбор методов преподавания в работе с одаренными детьми. 8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. 9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка. 10. Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.

Участники сетевого инновационного проекта, реализующие данное направление деятельности МКОУ «Макушинская СОШ», МКОУ «СОШ 35» г. Кургана - «Формирование профессиональных компетенций педагогов, работающих с одаренными детьми». ГБОУ общеобразовательная школа-интернат «Курганский областной лицей-интернат для одаренных детей» - «Формирование готовности педагогов к работе с одаренными детьми в условиях очно-дистанционной формы обучения». МБОУ «Гимназия 30» г. Кургана – «Формирование готовности педагогов к реализации мониторинга детской одарённости в условиях внедрения ФГОС».

Литература 1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э.А. Аксенова // Интернет-журнал "Эйдос" января htm. 2. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, Толмачева А.А. Информационные технологии в обучении исключительных детей: опыт США [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. Т.В. Цырлиной. - Курск, 2006.