Цель : сохранение и укрепление физического состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе. Задачи: создать условия для развития и реализации индивидуальных задатков личности; мотивации вести здоровый образ жизни; организовать профилактические, оздоровительные и коррекционные мероприятий для учащихся; формировать у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.
Охрана здоровья детей это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации В рамках реализации подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ: солнечная радиация, состав питьевой воды, температура воздуха, влажность, чистота воздуха. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ: семейные условия жизни и воспитания(национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции) БИОЛОГИЧЕСКИЕ: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗН И
1. Оценка гигиенических требований к помещениям для учебных занятий и пребывания учащихся: их освещенности, оборудованию, соответствию размеров парт росту учащихся и др. в соответствии с требованиями СанПиНов. 2. Оценка качества питьевой воды, и питания учащихся в школе. 3. Оценка физической активности школьников в период их пребывания в школе. 4. Оценка показателей здоровьесбережения при проведении самоподготовки: определяются влияние учебной нагрузки на психофизическое состояние школьников, их утомляемость, стрессированность. 5. Оценка соответствия организации образовательного процесса принципам ЗОТ: экспертная оценка учебного расписания. 6. Оценка психологического климата в школе. 7. Оценка экологического климата территории школы. 8. Оценка показателей заболеваемости школьников. 9. Оценка уровня грамотности школьников по вопросам здоровья. 10. Оценка работы школы по проблемам здоровья учащихся во внеурочное время и с семьями учащихся.
ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СОВСЕМ НЕ БОЛЕЛ,ТО, ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕГО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО. Амосов Н.М. ( академик, хирург)
«Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Проведение физкультурных минуток. расслабление кистей рук массаж пальцев перед письмом дыхательная гимнастика предупреждение утомления глаз Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Требования: Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес). Проводится на начальном этапе утомления. Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Праздничная, игровая атмосфера необходима для «разгрузки» психического напряжения. Она переносит нас из реального мира в мир иллюзий, фантазий, доброты. Чем чаще мы играем, тем меньше подвергаемся стрессам. Спортивные игры способствуют физическому развитию, помогают развивать в себе силу воли. Ребенок, который увлекается спортивными состязаниями, развивает силу воли, более уверен в себе, умеет организовать свой режим дня, умеет контролировать свои эмоции.
Настольные игры ориентированы на спокойное общение.. Очень часто дети жалуются на головные боли, усталость в конце учебного дня и эти игры позволяют расслабиться, снять напряжение. Во время игры можно создать музыкальный фон, который будет снимать душевное, эмоциональное напряжение
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения Критерием ЗОТ является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.