Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
Цели исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на самоотношение детей с умственной отсталостью. Объект исследования: детско- родительские отношения и самоотношение ребенка с умственной отсталостью. Предмет исследования: влияние детско- родительских отношений на самоотношение детей с умственной отсталостью.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Существует зависимость самоотношения детей с умственной отсталостью от детско-родительских отношений.
Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования. 2. Определить особенности детско- родительских отношений и самоотношения детей с умственной отсталостью. 3. Выявить связь детско-родительских отношений и самоотношения детей с умственной отсталостью. 4. Обозначить основные направления работы специального психолога по оптимизации детско-родительских отношений.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: - Теоретико-методологический анализ психологической литературы. - Психодиагностические методики: «Тест отношений (ЦТО)» А. М. Эткинда; «Тест- опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина; «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)» И. М. Марковской, методы математической статистики: критерий r xy – критерий Пирсона.
Практическая значимость: Практическую значимость исследования представляют полученные результаты, которые могут использовать и сами родители, и специальный психолог, учитель, воспитатель в своей работе.
Нарушения детско- родительских отношений: 1.Неправильный подход к воспитанию ребенка. 2.Самоотношение, принятие себя. 3. Нарушения личностного и познавательного развития (младший школьный возраст). 4.Возможность социализации (подростковый возраст).
Экспериментальное исследование. База исследования: г. Богданович Свердловской области, ГОУ СО «Богдановичская специальная коррекционная школа- интернат» Выборку в данном исследовании составили 12 испытуемых младшего школьного возраста четырех классов и 12 испытуемых подросткового возраста восьмых классов, 48 родителей данных испытуемых. Методы исследования: - Психодиагностические методики: «Тест отношений (ЦТО)» А. М. Эткинда; «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина; «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)» И. М. Марковской, методы математической статистики критерий r xy – критерий Пирсона.
Диаграмма «Типы самоотношения умственно отсталых детей младшего школьного возраста («Тест-опросник самоотношения» В. В. Столин, С. Р. Пантелеев.) Респондентов – 7 (63%) негативное самоотношение - 3 (20 %) полное принятие своей личности - 2 (17 %) амбивалентное самоотношение
Гистограмма. Показатели самоотношения умственно отсталых подростков («Тест- опросник самоотношения» В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).
Шкала 1. Глобальное самоотношение у респондентов: - 3(25 %) позитивное самоотношение; - 4 (33 %) амбивалентное саоотношение; - 5 (42 %)негативное самоотношение. Шкала 2. Самоуважение у респондентов: - 3 (21 %) позитивное самоуважение; - 5 (42%) амбивалентное самоуважение; - 4 (37 %) негативное самоуважение. Шкала 3. Ожидание отношения от других у респондентов: - 3 (25%) позитивное ожидание от других; - 2 (16%) амбивалентное ожидание от других; - 7 (59%) негативное ожидание от других. Шкала 4. Самоинтерес у респондентов: - 4 (33%) позитивное, имеют интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой на равных; - 5(41%) амбивалентность самоинтереса; - 3 (25%) негативное, отсутствие самоинтереса т.е. отсутствие интереса к собственным мыслям и чувствам. Шкала 5. Аутосимпатия у респондентов : - 1 (8%) позитивность аутосимпатии, принятия себя таким, какой он есть; - 3 (25%) амбивалентность аутосимпатии; - 8 (67%) негативность аутосимпатии, те.е враждебность к собственному я и готовность к самообвинению.
Типы родительского отношения к умственно отсталым детям: «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столин. Типы родительского отношения Процентная выраженность (%) Отвержение29 Кооперация0 Симбиоз30 Авторитарная гиперсоциализация8 Инфантилизация33 Доминирует тип родительского отношения инфантилизация – 33% матерей, на втором месте симбиоз – 30% матерей, на третьем месте отвержение – 29% матерей, на четвертом месте авторитарная гиперсоциализация – 8% матерей.
Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного и подросткового возраста («Опросник взаимодействие родитель-ребенок (ВРР)» И. М. Марковская). Шкалы взаимодействия родителей с детьми Количественная выраженность испытуемых (родителей) Процентная выраженность испытуемых (родителей) 1. Требовательность Нетребовательность Мягкость Строгость Автономность Контроль Эмоциональная дистанция Близость Отвержение Принятие Отсутствие сотрудничества Сотрудничество Несогласие Согласие Непоследовательность Последовательность Авторитетность Неавторитетность Удовлетворенность отношениями Неудовлетворенность отношениями
100% - требовательность отношений; 79% - неудовлетворенность отношений; 63% - проявление мягкости; 54% - контролирующие поведение по отношению к ребенку; 50% - последовательность родителей; 46% - авторитарность родителей; 38% - испытывают эмоциональную дистанцию; 34% - непоследовательность в своих требованиях в своем отношении к ребенку.
Основные направления работы специального психолога по оптимизации детско-родительских отношений. В качестве основных целей психокоррекционной работы можно выделить следующие: - Переструктурирование негативных личностных установок родителей, детей с интеллектуальным недоразвитием. - Оптимизация характера взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами интеллектуального развития. - Создание благоприятного психологического климата в семьях детей с недоразвитием интеллекта.
Виды деятельности специального психолога: 1.Консультативно- рекомендательная. 2.Лекционно- просветительная. 3.Практические занятия для родителей. 4.Организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников, праздников и т.д. 5.Индивидуальные занятия с родителями.
Спасибо за внимание!