Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях Л.Л.Баландина, кандидат психологических наук, доцент кафедры.
Advertisements

Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Автор: Климович С.М., педагог-психолог, МОУ СОШ 3, 2008.
Влияние материнско- детского отношения на мотивацию достижения детей младшего школьного возраста Н.О.Макова, Л.П.Макова.
Социально – психологические аспекты причин беспризорности среди подростков.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
Методы диагностики и исследования межличностных отношений детей в семье Цветовой тест отношений Изучение личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми.
Интеллект и отношения между сиблингами Алексеева О. С., Козлова И. Е.
Влияние родительского отношения на формирование мотивационной готовности к школе у детей 7-го года жизни с нарушением зрения.
Федеральное агентство по образованию Филиал ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе Кафедра педагогики и психологии.
2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 « ОГОНЁК » ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Формирование школьной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Выполнила: Дмитриченко Елена Сергеевна.
Выпускная квалификационная работа: Особенности формирования психологического пола детей 6-7 лет.
САМООЦЕНКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа 3 им 50-летия Медведевского района»
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Влияние детско- родительских отношений на эмоциональное благополучие старших дошкольников с ЗПР.
Лузан Вероника Анатольевна Научные руководители: Теобальдт Оксана Ивановна, учитель обществознания высшей квалификационной категории; Ковалёва Алла Владимировна,
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Транксрипт:

Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».

Цели исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на самоотношение детей с умственной отсталостью. Объект исследования: детско- родительские отношения и самоотношение ребенка с умственной отсталостью. Предмет исследования: влияние детско- родительских отношений на самоотношение детей с умственной отсталостью.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Существует зависимость самоотношения детей с умственной отсталостью от детско-родительских отношений.

Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования. 2. Определить особенности детско- родительских отношений и самоотношения детей с умственной отсталостью. 3. Выявить связь детско-родительских отношений и самоотношения детей с умственной отсталостью. 4. Обозначить основные направления работы специального психолога по оптимизации детско-родительских отношений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: - Теоретико-методологический анализ психологической литературы. - Психодиагностические методики: «Тест отношений (ЦТО)» А. М. Эткинда; «Тест- опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина; «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)» И. М. Марковской, методы математической статистики: критерий r xy – критерий Пирсона.

Практическая значимость: Практическую значимость исследования представляют полученные результаты, которые могут использовать и сами родители, и специальный психолог, учитель, воспитатель в своей работе.

Нарушения детско- родительских отношений: 1.Неправильный подход к воспитанию ребенка. 2.Самоотношение, принятие себя. 3. Нарушения личностного и познавательного развития (младший школьный возраст). 4.Возможность социализации (подростковый возраст).

Экспериментальное исследование. База исследования: г. Богданович Свердловской области, ГОУ СО «Богдановичская специальная коррекционная школа- интернат» Выборку в данном исследовании составили 12 испытуемых младшего школьного возраста четырех классов и 12 испытуемых подросткового возраста восьмых классов, 48 родителей данных испытуемых. Методы исследования: - Психодиагностические методики: «Тест отношений (ЦТО)» А. М. Эткинда; «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина; «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)» И. М. Марковской, методы математической статистики критерий r xy – критерий Пирсона.

Диаграмма «Типы самоотношения умственно отсталых детей младшего школьного возраста («Тест-опросник самоотношения» В. В. Столин, С. Р. Пантелеев.) Респондентов – 7 (63%) негативное самоотношение - 3 (20 %) полное принятие своей личности - 2 (17 %) амбивалентное самоотношение

Гистограмма. Показатели самоотношения умственно отсталых подростков («Тест- опросник самоотношения» В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

Шкала 1. Глобальное самоотношение у респондентов: - 3(25 %) позитивное самоотношение; - 4 (33 %) амбивалентное саоотношение; - 5 (42 %)негативное самоотношение. Шкала 2. Самоуважение у респондентов: - 3 (21 %) позитивное самоуважение; - 5 (42%) амбивалентное самоуважение; - 4 (37 %) негативное самоуважение. Шкала 3. Ожидание отношения от других у респондентов: - 3 (25%) позитивное ожидание от других; - 2 (16%) амбивалентное ожидание от других; - 7 (59%) негативное ожидание от других. Шкала 4. Самоинтерес у респондентов: - 4 (33%) позитивное, имеют интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой на равных; - 5(41%) амбивалентность самоинтереса; - 3 (25%) негативное, отсутствие самоинтереса т.е. отсутствие интереса к собственным мыслям и чувствам. Шкала 5. Аутосимпатия у респондентов : - 1 (8%) позитивность аутосимпатии, принятия себя таким, какой он есть; - 3 (25%) амбивалентность аутосимпатии; - 8 (67%) негативность аутосимпатии, те.е враждебность к собственному я и готовность к самообвинению.

Типы родительского отношения к умственно отсталым детям: «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столин. Типы родительского отношения Процентная выраженность (%) Отвержение29 Кооперация0 Симбиоз30 Авторитарная гиперсоциализация8 Инфантилизация33 Доминирует тип родительского отношения инфантилизация – 33% матерей, на втором месте симбиоз – 30% матерей, на третьем месте отвержение – 29% матерей, на четвертом месте авторитарная гиперсоциализация – 8% матерей.

Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного и подросткового возраста («Опросник взаимодействие родитель-ребенок (ВРР)» И. М. Марковская). Шкалы взаимодействия родителей с детьми Количественная выраженность испытуемых (родителей) Процентная выраженность испытуемых (родителей) 1. Требовательность Нетребовательность Мягкость Строгость Автономность Контроль Эмоциональная дистанция Близость Отвержение Принятие Отсутствие сотрудничества Сотрудничество Несогласие Согласие Непоследовательность Последовательность Авторитетность Неавторитетность Удовлетворенность отношениями Неудовлетворенность отношениями

100% - требовательность отношений; 79% - неудовлетворенность отношений; 63% - проявление мягкости; 54% - контролирующие поведение по отношению к ребенку; 50% - последовательность родителей; 46% - авторитарность родителей; 38% - испытывают эмоциональную дистанцию; 34% - непоследовательность в своих требованиях в своем отношении к ребенку.

Основные направления работы специального психолога по оптимизации детско-родительских отношений. В качестве основных целей психокоррекционной работы можно выделить следующие: - Переструктурирование негативных личностных установок родителей, детей с интеллектуальным недоразвитием. - Оптимизация характера взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами интеллектуального развития. - Создание благоприятного психологического климата в семьях детей с недоразвитием интеллекта.

Виды деятельности специального психолога: 1.Консультативно- рекомендательная. 2.Лекционно- просветительная. 3.Практические занятия для родителей. 4.Организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников, праздников и т.д. 5.Индивидуальные занятия с родителями.

Спасибо за внимание!