1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования Состояние и развитие дополнительного образования в УдГУ Директор ИДПО М. Ю. Малышев
2 Цель и задачи Активное включение УдГУ в процесс социально-экономического развития УР и РФ посредством подготовки и переподготовки кадров для различных сфер общественной и экономической жизни. Разработка единой целостной концепции развития ДПО и ДО в УдГУ и его структурных подразделениях (филиалы, представительства, институты, факультеты). Подготовка учащихся общеобразовательных школ, начальных профессиональных и средних профессиональных образовательных учреждений, работающей молодежи, военнослужащих через систему довузовского образования. Переподготовка и повышение квалификации профессорско- преподавательского состава, руководящих работников, государственных гражданских служащих и специалистов, учителей общеобразовательных школ, других категорий населения. Организация и внедрение новых программ и технологий обучения по программам ДПО и ДО, в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий с выходом на международный уровень.
3 Основные направления дополнительного образования Довузовская подготовка; Дополнительное образование (до 72 часов); Повышение квалификации (от 72 до 100 часов); Повышение квалификации (от 100 часов до 500 часов); Профессиональная переподготовка (свыше 500 часов); Профессиональная переподготовка (свыше 1000 часов); Профессиональная подготовка по рабочим профессиям (840 часов); Стажировки.
4 Основные направления ДО, реализуемые на факультетах (институтах) УдГУ Довузовская подготовка: ИДПО, ИИЯЛ, ИЭиУ, МФ, ИИиД Дополнительное образование (до 72 часов): ИДПО, ИИЯЛ, РУНЦ, ИГЗ, ИЭиУ Повышение квалификации (от 72 до 100 часов): ИДПО, ИПСУБ, ИСК, БХФ, ПФФК, РУНЦ, ИЭиУ, ИИЯЛ, Центр испанского языка и культуры Повышение квалификации (от 100 до 500 часов): ИЭиУ Профессиональная переподготовка (свыше 500 часов): ИДПО, ИПСУБ, ИЭиУ Профессиональная переподготовка (свыше 1000 часов): ФПИЯ, БХФ, ГФ, ФСФ, совместно с ИДПО Профессиональная подготовка по рабочим профессиям (840 часов): БХФ, ИППСТ, совместно с ИДПО
5 О сновные направления деятельности в системе ДО (по категориям слушателей) Для школьников: Профтестирование Профориентационные и тематические экскурсии Подготовительные курсы Программы предпрофильной и профильной подготовки Научно-исследовательская работа школьников Публичный лекторий для школьников Для студентов СПО и ВПО: Профессиональная переподготовка с присвоением дополнительных квалификаций Профессиональная подготовка по рабочим профессиям Для специалистов: Повышение квалификации Профессиональная переподготовка специалистов, государственных гражданских служащих, представителей малого и среднего бизнеса, преподавателей среднего и высшего профессионального образования, руководителей и учителей общеобразовательных школ Профессиональная подготовка по рабочим профессиям Для населения: Профессиональная подготовка по рабочим профессиям Курсы дополнительного образования различной направленности
6 Деятельность факультетов(институтов) УдГУ по программам ДО и ДПО в 2011 г. п/п ФАКУЛЬТЕТ (ИНСТИТУТ)КОЛИЧЕСТВО ОБУЧЕННЫХ, чел.СУММА ПРИВЛЕЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, руб. 1.ИДПО ФПИЯ ИИЯЛ ПФФК БХФ ИЭиУ РУНЦ ИСК ИПСУБ УМС ИППСТ ГФ ИИиД МФ ФудФ ФФ Институт нефти и газа ИТОГО
7 Деятельность факультетов(институтов) УдГУ по программам ДО и ДПО в 2012 г. п/п ФАКУЛЬТЕТ (ИНСТИТУТ) КОЛИЧЕСТВО ОБУЧЕННЫХ, чел СУММА ПРИВЛЕЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, руб. 1.ИДПО ФудФ ФПИЯ БХФ ИИЯЛ ИЭиУ ИСК ИПСУБ ИТОГО
8 Деятельность факультетов(институтов) УдГУ по программам ДО и ДПО в 2012 г. количество слушателей сумма привлеченных денежных средств
9 Довузовская подготовка на примере ИДПО ГодПодготови- тельные курсы, количество слушателе й чел. Профильная подготовка, количество слушателей, чел. Профтести рование, чел. Экскурсии по вузу, чел. Итого чел
10 Довузовская подготовка на примере ИДПО 1 – подготовительные курсы 2 – профильная подготовка 3 – профтестирование 4 – экскурсии по вузу
11 Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в УдГУ годПовышение квалификаци и (от 72 до 500 час.) Профессиона льная переподготов ка (свыше 500 час.) Профессио- нальная переподго- товка (свыше 1000 час.) Профессио- нальная подготовка по рабочим профессиям (840 час.) Итого чел. по 53 программам 106 чел. по 5 программам 215 чел. по 4 программам 25 чел. по 2 программам чел чел. по 53 программам 178 чел. по 8 программам 164 чел. по 3 программам 27 чел. по 2 программам чел.
12 Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в УдГУ 1 – повышение квалификации (от 72 до 500 часов) 2 – профессиональная переподготовка (свыше 500 часов) 3 – профессиональная переподготовка (свыше 1000 часов) 4 – профессиональная подготовка по рабочим профессиям (840 часов)
13 Повышение квалификации преподавателей УдГУ В 2011 году повышение квалификации в УдГУ, а также в ведущих вузах и научных академических учреждениях России (гг. Москва, С-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Ростов, Воронеж, Челябинск, Саратов, Киров, Сочи), прошли 224 преподавателя, в 2012 году – 256 преподавателей получивших документы государственного образца (без учета зарубежных стажировок).
14 Участие в проектах В рамках реализации гранта «Совершенствование и развитие инновационной инфраструктуры Удмуртского государственного университета» в 2012 году повышение квалификации прошли: по программе «Английский язык для академических целей» - 13 работников УдГУ; по программе «Маркетинг инноваций. Инструменты эффективного управления» - 38 работников УдГУ; в образовательных учреждениях России - 34 работника УдГУ; Всего было разработано 37 программ. ИТОГО: 85 работников УдГУ.
15 Программы для работников образовательных учреждений 1. Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в системе образования» для руководителей образовательных учреждений. Расширение географии данного вида деятельности: г. Ижевск, п. Ува, с. Вавож, г. Сарапул, п. Игра. За 2 последних года обучили более 200 руководителей. 2. Семинары и курсы повышения квалификации для учителей: Цикл семинаров «ЕГЭ-2013» (более 100 учителей приняли участие в семинарах по истории, обществознанию, русскому языку, информатике) – г. Ижевск, УдГУ. Курсы повышения квалификации для учителей рисования – г. Можга. Семинары и курсы повышения квалификации для учителей географии – п. Ува, с. М. Пурга, с. Каракулино, г. Воткинск. Курсы повышения квалификации для учителей физкультуры, тренеров детских и юношеских спортивных школ – г. Ижевск, г. Можга.
16 Результаты деятельности ИДПО (внебюджет) годплан, руб.факт., руб.расход, руб. остаток, руб. ( на начало следующего года) Таким образом, объем вырос на 50%, затраты - на 12% (увеличивается кол-во программ, соответственно увеличивается число преподавателей и увеличиваются расходы на их з/плату), результативность - на 100%
17 Результаты деятельности ИДПО (бюджет) годпланрасходостаток, руб. чел. руб.чел.руб
18 Результаты деятельности ИДПО (внебюджет и бюджет) в 2012 году 1 – план на 2012 год 2 – фактическая сумма привлеченных средств в 2012 году
19 Малая академия государственного управления Необходимо отметить, что через Малую академию государственного управления (МАГУ) обучилось 116 человек и в связи с этим привлекли во внебюджет УдГУ средства в размере руб.(конец 2012 г., начало 2013 г.) Реализованные программы: «Этика и биоэтика: юридические вопросы социальной политики в Российской Федерации», «Служебные преступления», «Коррупция и антикоррупционная политика в РФ».
20 Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в УдГУ
21 Необходимость в маркетинговых исследованиях в области дополнительного образования и своевременная обработка обновлений нормативно-правовой базы – Задача для службы маркетинга УдГУ. Реклама – важная составляющая часть в продвижении программ ДПО и ДО. Недостаточное финансирование рекламной деятельности – Выполнение сметы по статье расходов на рекламу. Для эффективной реализации программ дополнительного образования остро ощущается нехватка в УдГУ преподавателей-практиков– Разработка и лицензирование новых программ ДПО с учетом потребностей рынка. Переход на практикоориентированные программы. Проведение конкурса образовательных программ ДПО, переподготовки и повышения квалификации, методического сопровождения процесса.
22 Конкуренция: внешняя и внутренняя. Отсутствие единой системы взаимодействия ИДПО и структурных подразделений УдГУ, занимающихся дополнительным образованием - Разработка концепции развития ДПО и ДО в УдГУ и его структурных подразделениях. Стажировки (международные, по РФ) - Научные подразделения, УМС, Управление по персоналу, ИДПО: сформировать единую систему учета.
23 Повышение квалификации ППС, АУП, УВП УдГУ, исходя из потребностей вуза - Развитие модульной системы обучения. Учесть в 2014 году возможность внебюджетного финансирования данного направления деятельности, исходя из потребностей структурных подразделений и факультетов университета. Расширение деятельности факультетов по организации курсов повышения квалификации для представителей федеральных, республиканских и муниципальных органов власти – Привлечение филиалов, представительств и ресурсных центров УдГУ для реализации этих программ с участием Малой академии государственного управления.
24 Участие в международных проектах и грантах по профилю деятельности – Бизнес-школа MBA, взаимодействие с факультетами и подразделениями. Социальные программы: обучение людей с ограниченными возможностями; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком – Уделить большое внимание социальным программам со стороны факультетов, институтов УдГУ. Продолжить участие в конкурсах на оказание образовательных услуг для государственных и муниципальных служащих УР и РФ.
25 Спасибо за внимание!
26 Проект решения Ученого Совета от г. 1. Сообщение «О состоянии и развитии дополнительного образования в УдГУ» директора Института дополнительного профессионального образования М.Ю. Малышева принять к сведению. 2. Учитывая опыт работы ИДПО, институтов, факультетов и филиалов УдГУ, разработать общую программу (концепцию) развития дополнительного профессионального образования и довузовского образования в университете. Ответственные: М.М. Кибардин, М.Ю. Малышев, деканы факультетов, директора институтов, филиалов. Срок - сентябрь 2013 г. 3. В целях централизации деятельности, направленной на реализацию программ дополнительного образования в целом по университету, подготовить единую систему взаимодействия ИДПО и структурных подразделений УдГУ, занимающихся дополнительным образованием и стажировками, а также сформировать единую систему учета стажировок в УдГУ. Ответственные: М.М. Кибардин, И.В. Меньшиков, М.И. Безносова, М.Ю. Малышев, деканы/директора факультетов/институтов. Срок - октябрь 2013 г. 4. Факультетам, институтам обратить особое внимание на подготовку программы ДПО в рамках профессиональной переподготовки с выдачей диплома о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации (свыше 1000 часов). Ответственные: М.М. Кибардин, М.Ю. Малышев, деканы факультетов, директора институтов, филиалов.
27 5. Подготовить документы на проведение открытого конкурса образовательных программ дополнительного профессионального образования. Ответственные: М.М. Кибардин, М.Ю. Малышев. Срок – до 31 мая 2013 г. 6. Утверждать программы повышения квалификации на заседании учебно- методических комиссий профильных факультетов/институтов. Ответственные: М.М. Кибардин, М.Ю. Малышев, деканы факультетов, директора институтов. 7. В целях создания более гибкой и мобильной системы учебно-методического сопровождения при реализации программ дополнительного образования обратить внимание на необходимость координации и централизации действий всех участников процесса. Возложить ответственность за соответствие профиля программы командируемого на заведующего кафедрой, декана факультета, директора института. Ответственные: М.М. Кибардин, М.Ю. Малышев 8. Выделить дополнительно к бюджетному финансированию на проведение целевого повышения квалификации научно-педагогических работников УдГУ в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внебюджетные средства согласно штатному расписанию факультетов и институтов. Ответственные: Г.А. Сергеев, М.М. Кибардин, М.Ю. Малышев. Срок – с января 2014 г. 9. Контроль выполнения решения возложить на проректора по учебной работе М.М. Кибардина.