Вариативность использования элективных курсов при подготовке к ЕГЭ Из опыта работы Дияновой Г.Н., учителя географии и экономики МОУ «СОШ 59 с углубленным изучением предметов»
Элективный курс «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ» Цели курса: формирование основ экономического мышления и принятие самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях; формирование основ экономического мышления и принятие самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях; социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в жизни российского общества; социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в жизни российского общества; профессиональная ориентация на развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства. профессиональная ориентация на развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства.
Учебно-тематическое планирование 1. Основы теории конкуренции 1.1. основы теории совершенной конкуренции 1.2. основы теории монополии 1.3. Основы теории несовершенной конкуренции
Учебно-тематическое планирование 2. Маркетинговая деятельность предприятия 2.1. Основные понятия маркетинга 3. Маркетинговая стратегия предприятия 3.1. Выбор каналов продвижения товаров на рынок 3.2. Реклама 3.3. Ценообразование 3.4. Выбор ценовой стратегии
Учебно-тематическое планирование 4. Процесс производства на промышленном предприятии 4.1. Организация промышленного производства 4.2. Экономический анализ производственного процесса на промышленном предприятии
Учебно-тематическое планирование 5. Инновационная деятельность предприятия 5.1. Предпринимательство и инновации 5.2. Механизм реализации нововведений 6. Финансовая деятельность предприятия 6.1. Финансовые ресурсы предприятия 6.2. Анализ финансовой деятельности предприятия
Учебно-тематическое планирование 7. Управление предприятием 7.1. Бизнес-планирование 7.2. Основы теории управления 7.3. Выполнение и защита проекта «Бизнес-план предприятия»
Типовые варианты реальных заданий ЕГЭ Часть 1 А. В стране А уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтеры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдалась в стране А? 1) застойная 1) застойная 2) структурная 2) структурная 3) фрикционная 3) фрикционная 4) сезонная 4) сезонная
Типовые варианты реальных заданий ЕГЭ Часть 2 В4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «производитель». Фирма, предпринимательство, предложение, инвестиции, специализация, инфляция, конкуренция Фирма, предпринимательство, предложение, инвестиции, специализация, инфляция, конкуренция Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию. Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию. Ответ:_______________ Ответ:_______________
Типовые варианты реальных заданий ЕГЭ Часть 2 В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят Определите, какие положения текста носят А) фактический характер А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Б) характер оценочных суждений
Типовые варианты реальных заданий ЕГЭ Часть 2 В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Типовые варианты реальных заданий ЕГЭ Часть 3 С6. Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Типовые варианты реальных заданий ЕГЭ Часть 3 С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу данной проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. Выполняя задание используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Рыночные структуры Теория совершенной конкуренции Теория совершенной конкуренции Теория монополии Теория монополии Теория несовершенной конкуренции Теория несовершенной конкуренции
Рыночные структуры Теории совершенной конкуренции 1.Кривые спроса и предложения на рынке булочек в первой ситуации 1.Кривые спроса и предложения на рынке булочек в первой ситуации P-цена; S-кривая предложения; Q-объём продаж D-кривая спроса Кривые спроса и предложения на рынке пироженых
Рыночные структуры Теории совершенной конкуренции 2.Кривые спроса и предложения на рынке булочек во второй ситуации 2.Кривые спроса и предложения на рынке булочек во второй ситуации P-цена; S-кривая предложения; Q-объём продаж D-кривая спроса Кривые спроса и предложения на рынке пироженых
Рыночные структуры Теории совершенной конкуренции 3.Кривые спроса и предложения на рынке булочек в третьей ситуации 3.Кривые спроса и предложения на рынке булочек в третьей ситуации P-цена; S-кривая предложения; Q-объём продаж D-кривая спроса Кривые спроса и предложения на рынке пироженых
Рыночные структуры Теория монополии (расчетно-аналитический пример реализации бензина) Задача 1. Дано: Затраты на 1т – руб Оптовая цена 1 т руб Объем продаж – 500 т Норма прибыли - ? (Прибыль/затраты*100%= норма прибыли) Ответ: норма прибыли 20%
Рыночные структуры Теория монополии (расчетно-аналитический пример реализации бензина) Задача 2. Дано: Затраты на 1т – руб Оптовая цена 1 т руб Объем продаж – 475 т Норма прибыли - ? (Прибыль/затраты*100%= норма прибыли) Ответ: норма прибыли 40%
Рыночные структуры Теория монополии (расчетно-аналитический пример реализации бензина) Задача 3. Дано: Затраты на 1т – руб Оптовая цена 1 т руб Объем продаж – 380 т Норма прибыли - ? (Прибыль/затраты*100%= норма прибыли) Ответ: норма прибыли 28%
Рыночные структуры Теория несовершенной конкуренции Взаимосвязь кривых спроса и себестоимости производства пылесосов Взаимосвязь кривых спроса и себестоимости производства пылесосов P-цена P-цена Q-объём продаж Q-объём продаж D-кривая спроса D-кривая спроса
Рыночные структуры Теория несовершенной конкуренции КПТ = Пост.З.общ./Ц. – Пер.З.ед КПТ = Пост.З.общ./Ц. – Пер.З.ед КПТ – количество проданных товаров; точка безубыточности производства Ц – цена Пост.З.общ – постоянные затраты на весь выпуск Пер.З.ед. – переменные затраты на единицу товара
Сравнительные характеристики рыночных структур Теоретическ ие модели Количество и размеры фирм- продавцов Тип товара Доступ к рынку Контроль рыночных параметров Совершенна я конкуренция Множество мелких фирм Стандартны й однородный товар Свободный Отсутствие контроля со стороны продавцов и покупателей Несовершен ная конкуренция Несколько фирм Разнообразн ые товары Ограничен Частичный контроль рынка продавцами Монополия Одна крупная фирма Уникальный товар Заблокирова н Полный контроль продавца
Деньги и банковские системы Источники финансовых средств предприятия Источники финансовых средств предприятия Акции, облигации Акции, облигации Виды стоимости ценных бумаг Виды стоимости ценных бумаг - номинальные - номинальные - бухгалтерские - бухгалтерские - рыночные - рыночные
Деньги и банковская система Рыночная стоимость ценной бумаги равна= Номинальная стоимость ценной бумаги * Доход от ценной бумаги = Сумма дохода по банковскому вкладу Сумма дохода по банковскому вкладу Номинальная стоимость ценной бумаги* Процент дохода от ценной бумаги = Процент по банковскому вкладу Процент по банковскому вкладу
Деньги и банковская система Взаимоотношение предприятия с банками 1. Виды услуг банков коммерческим 1. Виды услуг банков коммерческим предприятиям предприятиям 2. Кредитные услуги (срочные кредиты; 2. Кредитные услуги (срочные кредиты; кредиты, погашаемые равномерными кредиты, погашаемые равномерными платежами; коммерческий кредит) платежами; коммерческий кредит)
Ценовая политика фирмы Политика высоких цен Политика высоких цен Политика низких цен Политика низких цен
Изменение рыночных параметров хозяйственной деятельности по стадиям жизненного цикла товара Параметры Этапы жизненного цикла товара ВнедрениеРостЗрелостьСпад Товарный ассортимент Одна базовая модель Растущее число моделей Полный товарный ассортимент Товары, пользующиеся хорошим спросом ПотребителиНоваторы Рынок обеспеченных покупателей Массовый рынок Консерваторы КонкуренцияСлабаярастущаяСильнаяСлабая Сбыт продукции отрасли Растет Быстро растет Стабилизируетс я Падает Цена Высокая или низкая Интервал цен Полный набор цен Цены на отдельные товары ПрибыльОтрицательнаяРастетУменьшаетсяУменьшается
Прибыль. Себестоимость. Издержки. Себестоимость продукции и резервы ее снижения Себестоимость продукции и резервы ее снижения Использование производственных мощностей предприятия Использование производственных мощностей предприятия