Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технический университет«МАМИ» Мероприятие Н : "Организация учебных выездных семинаров, направленных на социально-культурную адаптацию учащихся образовательных учреждений общего и профессионального образования города Москвы, повышение их коммуникативной компетенции, в том числе учащихся, не говорящих в семьях на русском языке« Научно-образовательный материал Выбор адекватной формы обращения
Функции обращения Функция привлечения внимания Функция привлечения внимания (установление контакта с собеседником) дает возможность людям вступить в общение. Функция социальной характеристики Функция социальной характеристики позволяет участникам общения установить определенные отношения между собой.
Основные факторы, влияющие на выбор формы обращения Тип ситуации. Степень знакомства. Отношение к собеседнику. Характеристика говорящего. Характеристика адресата. Место общения. Время общения.
Формы обращения Нейтрально-вежливая. Подчеркнуто вежливая. Дружески-неофициальная. Фамильярная.
Формы «ты» и «вы» Употребление формы обращения на «ты» – характерная черта дружеского общения. Употребление формы обращения на «вы» – характерная черта нейтрально вежливой, сдержанно вежливой и подчеркнуто вежливой манеры общения.
Переход с «вы» на «ты» и с «ты» на «вы» Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! А.С. Пушкин. Ты и вы
Как-то И.Л. Андронников удачно имитировал С.Я. Маршака и «показал» свой номер друзьям. «Вечером Маршак позвонил мне по телефону. Я услышал: - Не могу ли я поговорить с гражданином Андронниковым? Я чуть не упал. Боже, до чего я расстроился, огорчился, испугался, но сделал вид, что я ничего не понимаю. - Что это ты, Самуил Яковлевич, сегодня со мной так официально? - Во-первых, говорите мне, пожалуйста, не ты, а вы. А кроме того, объясните, как я могу получить от вас сатисфакцию?» И.Л. Андронников. Веду рассказ о Маршаке
Формулы обращения Формулы обращения и привлечения внимания Формулы обращения и привлечения внимания («Простите, … »; «Извините, … »; «Скажите, …»; «Будьте добры»; «Можно вас на минуточку?» и др.). Прямые обращения Прямые обращения Товарищ, гражданин, гражданка (гражданочка – дружески-неофициальное). Мужчина, женщина, молодой человек (юноша), девушка, мальчик, девочка (парень, друг, приятель, мужик, земляк – фамильярные). Товарищи, граждане, господа, дамы и господа, коллеги, друзья, уважаемые…, дорогие…, дети, мальчики, девочки, ребята. Папа, мама, сынок, дочка (отец, мать, сын, дочь), дедушка (дед), бабушка. Дядя, тетя. Обращения по должности, профессии. Обращение «товарищ + должность, род деятельности», «господин / госпожа + фамилия / должность». Хозяин, хозяйка. По имени (сокращенному, уменьшительно-ласкательному, полному, имени и отчеству, отчеству, фамилии).
Вывод: Вывод: инициатор общения задает манеру общения. Поэтому обращение, которое устанавливает контакт, оказывается чрезвычайно важным. Собеседник либо принимает, либо отвергает его. Тогда инициатору общения приходится менять избранную манеру на более приемлемую.