Элективный курс: Медико-генетическая консультация Генеалогический метод Лекция 2 МОУ «Средняя общеобразовательная школа 50» города Кургана Автор: Дерябина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Генеалогический метод тема: «Методы изучения наследственности человека» Биология. 11 класс.
Advertisements

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных.
Генеалогический метод генетики человека. Составление и анализ родословных Практическая работа.
Анализ родословной (генеалогический метод) учитель биологии И.И.Иванченко МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Анализ родословных Автор: Дубцова И.Н. учитель биологии МБОУ «Гимназия 42» г. Барнаула.
Генеалогический метод в генетике человека Генеалогический метод в генетике человека Емельянова К.10 класс Дегтярева О.11 класс Гайтрова Е.11 класс Филиппов.
Составление и анализ родословных МБОУ «СОШ 1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г. Меленки Учитель биологии: Бушуева Е.С.
Генеалогический метод изучения человека Выполнила ученица 10 « б » класса ГАОУРТ ГЛРТ САГААН Айраана.
Составление и анализ родословных Водопьянова Т.М. МОУ «СОШ 142»
Тема урока :. Задачи урока: Рассмотреть особенности изучения генетики человека. Познакомиться с основными методами изучения генетики человека. Научиться.
Решение задач на составление и анализ родословных МОУ «Средняя общеобразовательная школа 86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района.
На Руси при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость.
Сцепленное с полом наследование Пол организма это совокупность признаков и анатомических структур, обеспечивающих половой путь размножения и передачу наследственной.
Работу выполнили Кузнецова Екатерина Соколова Светлана.
Методы изучения генетики человека Учитель биологии 1 категории МОУ СОШ 1 МО «Барышский район» Филина Елена Валерьевна.
Автор проекта: учитель биологии I кв. категории МОУ «Аксубаевская средняя школа 2» Панюкова Надежда Николаевна.
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом Урок биологии в 9 классе Учитель МОУ Суходольская школа 2 Кирилова В.И.
ГЕНЕТИКА ПОЛА Разработал: Учитель биологии МОУ «Первомайская СОШ» Истринского района, МО Лесонен Петр Петрович
Урок-практикум « Решение задач на сцепленное с полом наследование» Автор: Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася.
Тема: Генетика пола. Определение половых хромосом. Наследование, сцепленное с полом Цель презентации: Ознакомиться с механизмом хромосомного определения.
Транксрипт:

Элективный курс: Медико-генетическая консультация Генеалогический метод Лекция 2 МОУ «Средняя общеобразовательная школа 50» города Кургана Автор: Дерябина Е.Ю., учитель биологии

Генеалогический метод анализ наследования признаков у человека на основе составления родословной анализ наследования признаков у человека на основе составления родословной состоит в изучении родословных и помогает установить характер наследования признака (доминантный или рецессивный) состоит в изучении родословных и помогает установить характер наследования признака (доминантный или рецессивный)

Генеалогический метод Был предложен английским психологом и антропологом Френсисом Гальтоном в 1865 году. Данный метод применим, если известны прямые родственники – предки обладателя наследственного признака по материнской и отцовской линиям в ряду поколений и имеется достаточное число потомков в каждом поколении. Был предложен английским психологом и антропологом Френсисом Гальтоном в 1865 году. Данный метод применим, если известны прямые родственники – предки обладателя наследственного признака по материнской и отцовской линиям в ряду поколений и имеется достаточное число потомков в каждом поколении.

Френсис Гальтон ( ) Френсис Гальтон ( ) Изучал наследственность человека, разработал методику генеалогического анализа (изучения родословных); впервые использовал метод исследования близнецов в биологии и в психологии (близнецовый анализ); внес немалый вклад в теорию статистики.

Символы: мужчина мужчина женщина женщина пол не выяснен пол не выяснен затронуты болезнью затронуты болезнью гетерозиготный носитель гетерозиготный носитель рецессивного гена рецессивного гена рано умер, выкидыш рано умер, выкидыш брак брак брак без детей брак без детей родственный брак родственный брак

Символы: родители, родители, дети дети и порядок их рождения и порядок их рождения брак мужчины с двумя женщинами брак мужчины с двумя женщинами однополые, однополые, раздельнополые, раздельнополые, дизиготные, дизиготные, монозиготные близнецы монозиготные близнецы тип зиготности не установлен тип зиготности не установлен ?

Символы: четыре девочки четыре девочки 4 шесть детей шесть детей 6 два больных мальчика два больных мальчика 2 три рано умершие ребенка три рано умершие ребенка 3

Тип наследования 1. Не сцепленное с полом – ген расположен в аутосомах (в одной из 44). 2. Сцепленное с полом – ген расположен в половых хромосомах (Х или У).

Аутосомно-доминантное наследование Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях с одинаковой частотой у и. Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях с одинаковой частотой у и. Если болезнь обнаруживается у одного из родителей, то этот признак проявляется либо у 50% потомства, либо у всего. Если болезнь обнаруживается у одного из родителей, то этот признак проявляется либо у 50% потомства, либо у всего.

Аутосомно-рецессивное наследование Признак встречается в родословной редко, не во всех поколениях, с одинаковой частотой у и. Признак встречается в родословной редко, не во всех поколениях, с одинаковой частотой у и. Признак может проявиться у детей, родители которых им не обладали. Признак может проявиться у детей, родители которых им не обладали. Если признак у одного из родителей, то он может совсем не проявиться, или проявиться у половины потомства. Если признак у одного из родителей, то он может совсем не проявиться, или проявиться у половины потомства.

Ответы на задачу 1 А - аутосомно-доминантное наследование А - аутосомно-доминантное наследование Б - аутосомно-рецессивное наследование Б - аутосомно-рецессивное наследование В - аутосомно-рецессивное наследование В - аутосомно-рецессивное наследование Г - аутосомно-доминантное наследование Г - аутосомно-доминантное наследование

Х – доминантное наследование Признак встречается чаще у лиц женского пола. Признак встречается чаще у лиц женского пола. Если мать больна, а отец здоров то передача признака происходит вне зависимости от пола. Если мать больна, а отец здоров то передача признака происходит вне зависимости от пола. Если болен отец, а мать здорова, то все дочери унаследуют от отца признак, все сыновья будут здоровы. Если болен отец, а мать здорова, то все дочери унаследуют от отца признак, все сыновья будут здоровы.

Х – рецессивное наследование Если мать больна, а отец здоров, то дочери будут здоровы, а сыновья больны. Если мать больна, а отец здоров, то дочери будут здоровы, а сыновья больны. Если мать носительница признака, но не больна, то дочери будут здоровы, 50% мальчиков будут больны, 50% здоровы. Если мать носительница признака, но не больна, то дочери будут здоровы, 50% мальчиков будут больны, 50% здоровы. Если болен отец, то дети будут здоровы, 50% девочек – носительницы. Если болен отец, то дети будут здоровы, 50% девочек – носительницы.

У – сцепленное наследование Признак встречается только у лиц мужского пола Признак встречается только у лиц мужского пола Передается по мужской линии всем сыновьям. Передается по мужской линии всем сыновьям.

Дальтоник женится на нормальной женщине. Каковы генотипы детей? Какое потомство в отношении этого признака будет от второго брака с гетерозиготной женщиной? Дано: - больной - больной - норма (гомозигота) - норма (гомозигота) - норма (гетерозигота) - норма (гетерозигота) F 1 - ? F 2 - ?

Решение: Р Х*У ХХ G Х* У Х Х F 1 брака Х*Х Х*Х ХУ ХУ норма норма Р Х*У Х*Х G Х* У Х* Х F 2 брака Х*Х* Х*Х Х*У ХУ б н б н б н б н Ответ: От первого брака все дети здоровы; от второго брака 50% - здоровы, 50% - больны.

Практикум по решению задач Предложить схему наследования сцепленного с полом гена (дальтонизм). Схема Схема

Ответы на задачу 2 Х – рецессивное наследование Х – рецессивное наследование Х – доминантное наследование Х – доминантное наследование Х – рецессивное наследование Х – рецессивное наследование