Семинар учителей-биологии «Решение генетических задач» Учитель биологии лицей22 Иванова Е.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме «Генетика и селекция» Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Будкова Татьяна Владиленовна.
Advertisements

Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Пименов А.В. Задачи: o Вывести 3 закон Менделя. o Научиться решать задачи на 3 закон Менделя. Задачи: o Вывести.
Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
Открытый урок. «Решение задач по генетике». 9 класс. Окулова Валерия Ивановна. ГОУ СОШ 310 Москва 2011.
дигибридным дигетерозиготными три- и полигетерозиготными Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков.
Добровольская Юлия,10 а.. Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков(по двум парам аллелей),
2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С 6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Общие методические рекомендации по решению генетических задач.
Грегор Мендель ( г. г.). Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных.
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ (Часть 1) Лекция 6. Основные закономерности наследования были открыты Г. Менделем и сформулированы им в 1865 г в работе «Опыты.
Дигибридное скрещивание.Третий закон Г.Менделя.. Вспомним: Что обозначает термин моногибридное скрещивание? Как называется скрещивание, если используемые.
Тема : « Генетика. Законы Менделя » 10 класс. Генетика относительно молодая наука. Официальной датой ее рождения считается 1900 г., когда Г. де Фриз в.
Транксрипт:

Семинар учителей-биологии «Решение генетических задач» Учитель биологии лицей22 Иванова Е.Н.

Ди и полигибридное скрещивание Задача 1 Скрещивались высокорослые красноплодные(доминантные признаки) томаты, гетерозиготные по обоим признакам, с низкорослыми красноплодными томатами, гетерозиготными по второму признаку.В результате этого скрещивания получено 620 потомков, сколько среди них будет гетерозигот по обоим признакам и сколько гомозигот по обоим признакам? Дигибридное скрещивание-в котором участвуют две пары аллелей(парные гены- аллельные и располагаются только в гомологичных хромосомах). Полигибридное скрещивание-анализ трех и более пар альтернативных признаков.

Дано: А-высокорослые а-низкорослые В-красноплодные в-некрасноплодные Решение АаВв х ааВв G: АВ, Ав, аВ,ав аВ, ав АаВв ввВв F1-? аВав АВАаВВАаВв АвАаВвАавв аВааВВааВв авааВваавв Всего 620 потомков:8= 77,5 Гетерозигот по обоим признакам-2 * 77,5=155 Гомозигот по обоим признаком 2 * 77,5=155 Ответ: Количество гетерозигот по обоим признакам- 155 и гомозигот по обоим признакам=155.

Задача 2:Короткопалость, близорукость и альбинизм кодируются рецессивными генами, расположенными в разных хромосомах. Короткопалый, близорукий мужчина с нормальной пигментацией женился на здоровой женщине- альбиноске. Их первый ребенок был короткопал, второй – близорук, третий – альбинос. Определить генотипы родителей и детей.

Дано: А – нормальная кисть, а – короткопалость, В – нормальное зрение, b – близорукость, С – нормальная пигментация, с – альбинизм. Р АаBbcc × aabbCc норм. кисть, короткопал., норм зрение близорук., альбинос норм. Пигмент G: Abс, Abс, aBс,abс abC, abc F 1= аaBbCc -короткопал.,норм. зрение, норм. пигмент. AabbCc -норм. Кисть,близорук., норм. пигмент. AaBbcc-норм. Кисть,норм. зрение,альбинос Ответ: Генотип мужчины – ааbbСс, женщины – АаВbсс, короткопалого ребенка – ааВbСс, близорукого – АаbbСс, альбиноса – АаВbсс. abCabc AbсАаbbCcAabbcc AbсAabbCcAabbcc aBсaaBbCcaaBbcc abсaabbCcaabbcc

Задача 3.Известно, что у кур простой (листовидный) гребень (a) рецессивен по отношению к розовидному (A ),а оперенные (B ) ноги доминируют над голыми (b ).Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперенные ноги. Найдите процент появления потомства полностью схожего с матерью среди гибридов первого поколения. Условия задачи записывают в виде схемы скрещивания родителей. Для этого надо по описанию составить генотипы родителей: В нашей задаче самка имеет листовидный гребень (aa) и голые ноги (bb), итого у курицы у нас получается ааbb, а петух дигетерозигота, т.е. его надо записать как АаBb

Далее записываем скрещивание, используя знаки женской и мужской особи. Скрещивание обозначают знаком умножения (х). На первом месте принято ставить женский пол. Родительские особи обозначают буквой «Р»(от parents). Получаем: Р aabb X AaBb Теперь чертим Решётку Пеннета (решётка Пеннета, графический метод, предложенный английским генетиком Р. Пеннетом (R. Punnett) для наглядного представления о сочетании различных гамет при скрещивании) По вертикали записываем женские гаметы, по горизонтали мужские. И заполняем решётку: Р aabb X AaBb ABAbaBab AaBbAabbaaBbaabb F1= AaBb, Aabb, aaBb, aabb Выясняем соотношения гибридов первого поколения и вычисляем процентные соотношения. В данной задаче гибриды соотносятся как 1:1:1:1, следовательно, процент кур с листовидным гребнем и голыми ногами среди гибридов первого поколения будет составлять 25%. Ответ: 25%

Задача 4. У кукурузы гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании двух растений с коричневыми гладкими семенами и белыми морщинистыми семенами было получено 400 растений с коричневыми гладкими семенами и 398 растений с белыми морщинистыми семенами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.

Дано А-коричневая окраска а-белая окраска В-гладкая форма семян в-морщинистая форма семян Р: - АаВb(коричневые гладкие семена) -ааbb F1-? Объяснение решения задачи Так как по условию задачи гены находятся в одной хромосоме и сцеплены, а при скрещивании появилось потомство в соотношении 1:1(400:398), с признаками, характерными для родительских форм, то один из родителей был дигетерозиготен. А другой-дигомозиготен по двум парам признаков.Гены сцеплены, следовательно, между ними процесс кроссинговера не происходит, поэтому родительская форма с генотипом АаВb образует 2 типа гамет, а не 4. Решение: - АаВb х -ааbb G : AB,ab ab F1= АаВb, aabb Корич,глад. Белые, морщин

Ответ: 1) генотипы родителей (коричневые гладкие семена)- АаВb(G -AB,ab), (белые морщинистые)-aabb( G- ab). 2)фенотипы потомков: коричневые гладкие семена (400 растений), белые морщинистые семена (398 растений) 3)генотипы потомков: AaBb:aabb