7 класс, апрель 2013 г. Цель : установление качества обучения физике учащихся 7- х классов и выявление элементов содержания и видов деятельности, вызывающих наибольшие затруднения к концу первого года обучения предмету Перышкин А. В. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е Шахмаев Н. М., Бунчук А. В., Дик Ю. И.
Проверка владением основным понятийным аппаратом : знание и понимание смысла физических понятий ( молекула, движение и взаимодействие молекул, три агрегатных состояния вещества, давление газа, равномерное и неравномерное движение ) знание и понимание смысла физических величин ( масса, объем, плотность, путь, средняя скорость, сила, давление ) знание и понимание смысла физических законов ( связь температуры и средней скорости движения молекул вещества, закон Гука, закон Паскаля, сила Архимеда, сила тяжести ) умение описывать и объяснять физические явления ( диффузия, равномерное прямолинейное движение, инерция, плавание тел )
Владение основами знаний о методах научного познания ( от 3- х до 4- х заданий ): умения использовать физические приборы и измерительные инструменты ( измерение объемов тел с помощью мензурки, измерение сил с помощью пружинного динамометра, измерение давления газа с помощью жидкостного манометра, измерение массы тел с помощью рычажных весов ) определение цены деления прибора ( на примере мензурок и динамометров ) умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы, графика или схематического рисунка ( исследование закона Гука, изучение явления диффузии, изучение гидростатического давления в жидкости, давления газа )
Решение расчетных задач и умение работать с информацией : одна расчетная задача на применение двух формул ( закон Гука и формула для силы тяжести ; формула для давления твердого тела и формула для силы тяжести ) не менее половины заданий предполагали работу учащихся с информацией, заданной в виде схематических рисунков, графиков, таблиц
Основные результаты. Диагностическую работу выполняли обучающихся 7- х классов В каждом варианте по 14 заданий: 11 заданий с выбором ответа и 3 задания с кратким ответом. Максимальный балл – 14 Оценка по пятибалльной шкале «2»«3»«4»«5» Суммарный тестовый баллМеньше Оценка по пятибалльной шкале «2»«3»«4»«5» Распределение оценок за выполнение теста (2013 год) 7%37%39%17%
Примеры проблемных заданий ( движение молекул ) Молекулы участвуют в непрерывном хаотичном движении 1) только в газах (44%) 2) только в жидкостях 3) только в твердых веществах 4) во всех веществах (48%) В каком состоянии вещества скорость беспорядочного движения его молекул уменьшается с понижением температуры? 1)только в газообразном 2)во всех состояниях (46%) 3)в газообразном и жидком, но не в твердом 4)ни в одном состоянии
Примеры проблемных заданий ( тепловое расширение твердых тел и жидкостей ) После нагревания стальной шарик перестал пролезать сквозь металлическое кольцо ( см. рисунок ). Как при этом изменились объем шарика и его плотность ? (34% выполнение ) Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения : 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась При нагревании свинцового шарика 1) увеличивается объём каждой молекулы свинца 2) увеличивается среднее расстояние между молекулами (70%) 3) уменьшается объём каждой молекулы свинца 4) уменьшается среднее расстояние между молекулами
Примеры проблемных заданий ( методологические знания и умения ) Определение цены деления динамометра Запись показаний прибора с учетом погрешности Анализ результатов эксперимента зависимость скорости диффузии от температуры (83%) зависимость скорости диффузии от агрегатного состояния вещества (46%) 56% выполнение Измерение давления газа с помощью жидкостного манометра 44% выполнение
Примеры проблемных заданий ( сила Архимеда и условия плавания тел ) На поверхности воды плавают три шара одинаковой массы, но разного объёма ( см. рисунок ). Со стороны воды 1) б ó льшая архимедова сила действует на первый шар 2) б ó льшая архимедова сила действует на второй шар 3) б ó льшая архимедова сила действует на третий шар (66%) 4) на все три шара действуют одинаковые архимедовы силы (14%) В жидкости находятся три стальных шарика разного диаметра, подвешенные на нитях (см. рисунок). При этом 1) бóльшая архимедова сила действует на первый шар 2) бóльшая архимедова сила действует на второй шар 3) бóльшая архимедова сила действует на третий шар (64%) 4) на все три шара действуют одинаковые архимедовы силы 1 2 3
Примеры проблемных заданий ( работа с информацией, заданной в виде рисунка ) Шарик скатывается по наклонной плоскости из состояния покоя. Начальное положение шарика и его положение через каждую секунду от начала движения показано на рисунке. Путь шарика за четвертую секунду равен
Примеры проблемных заданий ( расчетные задачи ) Определение жесткости пружины (23-24% выполнения независимо от вида задания информации ) Масса груза m, г Удлинение пружины Δl, м 0, 0250, 050,075
Выводы : Оценка уровня подготовки по физике в 7- х классах проводилась на представительной выборке (12234 учащихся ). Достаточный уровень овладения учебным материалом продемонстрировали 93% тестировавшихся семиклассников. Результаты выполнения теста в этом году оказались значительно выше результатов тестирования семиклассников в 2012 году В наименьшей степени семиклассники усвоили знания темы « Давление твердых тел, жидкостей и газов » Недостаточный уровень сформированности у учащихся важнейших методологических умений При обучении физике необходимо как можно более широко использовать задания, способствующих формированию умения представлять, применять и преобразовывать информацию в разных формах
10 класс, март 2013 г. Цель : определение уровня усвоения учащимися предметного содержания курса физики по программе старшей школы, выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и диагностика сформированности общеучебных умений
Диагностическая работа сориентирована на проверку сформированности : знания и понимания смысла основных физических понятий и величин ( относительность движения, путь и перемещение, скорость и ускорение, свободное падение, сила, импульс тела, модели строения веществ, тепловое движение молекул, взаимодействие частиц вещества, давление газа, работа в термодинамике ); знания и понимания смысла основных физических законов (I, II и III законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии, первый закон термодинамики ); умения описывать и объяснять физические явления ( равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания, диффузия, броуновское движение, изменение агрегатных состояний вещества, изопроцессы ); умения применять полученные знания для решения физических задач на одну или две формулы из одного раздела физики методологических знаний и умений умений работать с информацией
Основные результаты. Диагностическую работу выполняли 7494 обучающихся 10- х классов (417 классов ) из 381 общеобразовательных учреждений Москвы В каждом варианте по 16 заданий: 13 заданий с выбором ответа и 3 задания с кратким ответом. Максимальный балл – 16 Оценка по пятибалльной шкале«2»«3»«4»«5» Суммарный тестовый балл Меньше Оценка по пятибалльной шкале «2»«3»«4»«5» Распределение оценок за выполнение теста 17%41 % 29% 13%
Проблемы задания : математический анализ формул (50% выполнение - закон всемирного тяготения, закон Клапейрона - Менделеева, формула для периода колебаний математического маятника ) задания на установление связи между модулем скорости спутника и радиусом круговой орбиты (46%) анализ и интерпретация данных графика зависимости силы от времени (21%); качественные задачи на закон сохранения импульса расчетные задачи на сохранение механической энергии при гармонических колебаниях математического маятника (33%)
Выводы : Необходимо усилить внимание на формирование более глубокого понимания основополагающих законов сохранения, изучаемых в школьном курсе физики, – закона сохранения импульса и закона сохранения механической энергии При изучении школьного курса физики необходимо системно использовать задания, базирующиеся на контексте реальных жизненных ситуаций, чтобы сформировать у учащихся опыт переноса и применения предметных знаний и умений в практическую деятельность и повседневную жизнь
Спасибо за внимание!