Петр Великий и перемены в культуре и быту 18 века О мощный властелин судьбы, Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? А.С. Пушкин.
Мнения историков «Петр великий- начало новой эпохи, вся наша культура- от Петра» Н.И.Павленко «Власть укрепил, последние остатки демократии забил, народу загубил множество» Е.В.Анисимов
«Петр Великий чудо или чудовище?» Д.С.Мережковский Просвещение и образование. Книгоиздательство. Дворянский быт.
Просвещение и образование Что должен был знать и уметь волонтер при возвращении из-за границы? Чем должны были доказать свое обучение? Кого приказал обучать Петр в России, кто должен был это делать? Каким наукам отдавали предпочтение? Наказание для тех, кто не хотел учится?
Просвещение и образование Вывод: Содержание обучения изменилось. На первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Царь запрещал жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы.
Просвещение и образование образование Цифирные школы Гарнизонные школы Школа математических и навигационных наук Морская академия «навигацкие школы Горные училища Артиллерийские школы Инженерные школы
Книгоиздательство Какие новые издания появились в России? Какая реформа царя ускорила развитие книгопечатания?
Книгоиздательство Выпуск учебников Пособия по грамматике, математике, физике, словари Введение гражданского алфавита Открытие новых типографий Газета «Ведомости» Создание библиотек
Не прихоти ради… Ассамблеи Внешний вид Правила поведения
Ассамблеи С какой целью устраивались ассамблеи? Что нужно было знать дворянину, посещавшему ассамблеи? Как изменилась жизнь женщин? Кто участвовал в маскарадах? Какое отношение, судя по документу, было у дворян к маскарадам? Почему они выполняли то, что приказывал им царь?
Ассамблеи – Вывод: – Изменилось положение женщины в обществе. – Заставляли дворян овладевать хорошими манерами, учить иностранные языки для общения с иноземцами – Давали возможность «поговорить» о делах, узнать новости
Одежда И декольте, что плечи откровенно открывало, И плотно облегающий корсаж. Знать в париках, на каблуках ходила, В заморских понимала толк – Носила газ, и кружева, и шелк, Узнала и румяна и белила. Вообще, костюм менялся год от году – Чепцы и шляпы пышные пошли, А после "паньи" очень скоро в моду Турнюры, как на западе, вошли, И силуэт костюма изменили, Как видите – такой стал моден впредь! Наряды дамы разные носили, Но русское в них трудно рассмотреть. И декольте, что плечи откровенно открывало, И плотно облегающий корсаж. Знать в париках, на каблуках ходила, В заморских понимала толк – Носила газ, и кружева, и шелк, Узнала и румяна и белила. Вообще, костюм менялся год от году – Чепцы и шляпы пышные пошли, А после "паньи" очень скоро в моду Турнюры, как на западе, вошли, И силуэт костюма изменили, Как видите – такой стал моден впредь! Наряды дамы разные носили, Но русское в них трудно рассмотреть. Неся культуру русскому народу, Царь Петр первый ввел в своей стране, Как всем известно, западную моду. Здесь юбку дамы – в пышной ширине, На "панье" – на каркасе небывалом – Вы можете отметить как типаж Неся культуру русскому народу, Царь Петр первый ввел в своей стране, Как всем известно, западную моду. Здесь юбку дамы – в пышной ширине, На "панье" – на каркасе небывалом – Вы можете отметить как типаж
Внешний вид Чем была неудобна русская одежда? Почему она так не нравилась Петру? Какое наказание ждало за невыполнение указа? Почему народ не подчинялся указам Петра 1? Почему Петр приказал брить бороды и поменять одежду?
Юности честное зерцало Вывод: В этой книге излагаются правила хорошего тона, объясняют, как вести себя в обществе, за столом. Многие правила актуальны и сегодня.
Не прихоти ради… И.И.Голиков: «А как оказываемое к иностранцам омерзение было одним из великих препятствий намерениям его величества, то и почел он за должное истребить наружные знаки, отличающие от них всех его подданных, то есть бороды и длинное платье»
Вывод: Облик русского человека менялся, однако указы Петра 1 мало затронули быт крестьян, составляющих основную часть населения. Царь стремился изменить облик и быт не народа, а дворян. В целях проведения реформ, ему нужно было превратить своих современников в энергичных помощников в реформах…
Вывод: Россия превратилась в европейскую державу, но европеизация оказалась поверхностной и сопровождалась углублением различий в политическом и социально- экономическом строе.