Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 8 » г. Березники Образовательные игры как способ формирования метапредметных и личностных результатов Авторы: Елькина Ольга Николаевна, заместитель директора по УР ; Шибанова Марина Степановна, заместитель директора по УР ;
Несколько доводов в пользу игры Реализует естественное стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками Снимает «напряжение обучения» – совместное размышление над задачей Способствует изменению отношений «учитель-ученик» на отношение товарищей по команде/соперников Является практикой по овладению новыми способами социального взаимодействия в коллективе, поиску способов продуктивного взаимодействия и коллективного понимания Реализует переход от нормы (должен) к возможности: создание пространства возможностей (П.Г.Щедровицкий)
Основные принципы Учебное сотрудничество Мобильность игровых команд Критериальность оценивания Открытое судейство (эксперное, взаимо,- самооценка) Соблюдение временного регламента Обилие и разнообразие материалов. Публичное выступление каждого участника игры Рефлексивная лента игры
Этапы развертывания ОИ Этап подготовки – разработка замысла, целей, критериев, подготовка материалов, экспертов) Основной этап – осуществление в игровой форме спроектированных рабочих процессов Составляющие: – показ (демонстрация) – управляемая практика (тренинг) – самостоятельное выполнение заданий Рефлексия (стена гласности, ассоциативные ряды, интервью, видеоролики)
Образовательная игра «Приглашение к соавторству» Цель: воспитание толерантности при разнообразии мнений на одно произведение Предмет осмысления – рассказ В. Пелевина «Синий фонарь » Интерпретация рассказа режиссером Ульяной Шилкиной (фильм «Ничего страшного») Условия: Работа выполняется в группах; формирование групп – по жеребьёвке. В группу входят: преподаватель-модератор, старшеклассник, родитель и три ученика среднего звена Выступает каждый член команды Место: школа Продолжительность – 4 часа Оценивание: жюри, команда соперников (по жребию), самооценка
Результаты Личностные результаты: Признание существования разных мнений на одно событие (произведение) Умение обосновывать собственное отношение Умение оценить аргументацию противоположной позиции Умение рассмотреть мотивированность поступков с различных ракурсов Умение деликатно задавать атакующие вопросы Уроки: Необходимы тренинги перед игрой Обучение экспертов Динамические паузы Место проведения вне школы Критерии должны быть понятны и универсальны Выявленные проблемы – недостаточная сформированность умений: работать с информацией сопоставлять и выбирать критерии для сопоставления работать в группе осуществлять самооценку по критериям отвечать на поставленный вопрос четко выводить тезис (основную мысль) выявлять аргументы (различать аргументы и факты) фиксировать личностный результат
Игра 2. «Битва хоров». Смысловое чтение: определение основной мысли текста разной типологии и стилевой принадлежности
Результаты Новое в условиях: Введение тренинга перед началом испытания Формирование команд по желанию, интересам Деление игры на 2 этапа: коллективный (работа в группах) и индивидуальный Планируемые метапредметные результаты: умение находить основную мысль при явном и скрытом выражении авторской позиции Достигнутые результаты: Умение находить основную мысль в научно-популярных и публицистических текстах с типом речи рассуждение и описание Выявленные проблемы: Неумение работать с имплицитной информацией Неумение осуществлять самооценку по критериям
Интерпретация текста «В поисках скрытого смысла» Цель: умение выявлять имплицитную (скрытую, неявную) информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста Условия: команды учителей/учеников Место: лагерь Время: 9 часов Процедура оценивания: открытая оценка с аргументацией жюри, самооценка, взаимооценка
Путешествие по заданному маршруту в поисках скрытого смысла
Метапредметный результат – умение выявлять имплицитную информацию Выявление скрытой информации, заложенной вербально: осмысление знаков и символов в зависимости от контекста, многозначности слова Социальное моделирование: изменение ракурса рассматриваемого явления при перемене социальных ролей Выявление информации при сопоставлении иллюстрированного материала с текстом (музыкальным) Выявление имплицитной информации при помощи невербальных средств: жестов, мимики, интонации, ассоциации При рассмотрении построения текста, соотнесенности его частей
Когда учение в радость
Игра 4 «Поединок с закрытым забралом» Цель: выявление авторской позиции в тексте Новое в условиях: участие родителей в качестве участников и экспертов Продолжительность в 3 этапа в течение 2-х недель Соперники не видят друг друга Проблемы: подмена авторской позиции своей; Результаты: умение сформулировать отношение автора, Обосновать это отношение Умение вычленять противоположную авторской позицию Умение находить авторские контраргументы
Выводы Образовались новые отношения в коллективе Повысилась мотивация к обучению Создается особая социальная среда развития