Драйверы развития университетов как условие продвижения в мировых рейтингах Высшая школа экономики, Москва,
2 Saint-Petersburg (4) Moscow (11) Samara Perm (2) Nizhni Novgorod Tomsk(2) Novosibirsk Belgorod Irkutsk Saransk Saratov Chelyabinsk Far East Federal District (FEFD), Siberian Federal District (SFD), North Caucasian Federal District Kazan (2)
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Программы развития ведущих университетов: ориентация на международное позиционирование Национальные исследовательские университеты – 29, 2009, 2010 гг Нет отражения перспективной позиции в признанных мировых рейтингах, кроме ВШЭ (200, QS) Федеральные университеты – 9, с 2007 г. БалтФУ – 25, Global University Ranking (стран Балтии и СНГ) ДВФУ – 300, QSДВФУ – 300, QS КазФУ – 350, QS (THES)С(А)ФУ – 250, QS (THES) СибФУ – 1000, ARWUУрФУ – 500, ARWU; 100, QS (THES) ЮФУ – 350, «мировой рейтинг» СВФУ, СКФУ – не представлена ориентация на позиции в признанных мировых рейтингах Критерии рейтингов практически не отражены в перечне показателей эффективности ПР 3
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Продвижение российских вузов в рейтингах (QS) 2012 г. фото 4 МГУ – 116СПбГУ – 253 МГТУ им Баумана (НИУ) – 352УрФУ – ВШЭ (НИУ) – 542КазФУ – 663 Новосибирский ГУ (НИУ) – 367ДВФУ – 692 Нижегородский ГУ (НИУ) – 719МГИМО – 367 Томский ПУ (НИУ) – 567РУДН – 537 Томский ГУ (НИУ) – 580РЭУ Плеханова – 678
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Подходы к разработке стратегий развития университетов фото 5 Описание образа будущего через фиксирование конечных параметров (ПР НИУ) Выбор направлений развития с возможностью уточнения и корректировки достижений (ПР ФУ)
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Выбор направлений развития университетов 6 К К к к к к к к От образовательных стандартов Гибким образовательным траекториям От университета, в котором учат Исследовательскому университету От ресурсо- ориентированного университета Вложениям в человеческий ресурс От замкнутого университета Университету, открытому международному рынку к к Университету, открытому бизнес-сообществу
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Гибкие образовательные траектории 7 Ориентация на собственные образовательные стандарты Гибкость и индивидуализация учебных траекторий (вариантивность специализированных дисциплин и дисциплин по выбору) Внедрение исследовательской составляющей образовательного процесса в академическом бакалавриате и магистратуре Разработка гибких международно ориентированных магистерских программ Внедрение инновационных образовательных разработок на основе конкурсов
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Исследовательский университет 8 Финансирование исследований на конкурсной основе за счет внутренних ресурсов Система стимулов для исследователей Активное вовлечение студентов и аспирантов в исследовательских проектах, в том числе за счет создания проектных групп с обязательным участием аспирантов и студентов Выполнение исследований по внешним заказам, в том числе по заказам зарубежных и международных организаций Усиление взаимодействия с крупными компаниями, ориентация на инновационную деятельность Создание лабораторий под руководством ведущих зарубежных ученых с созданием исследовательского коллектива из исследователей, аспирантов, студентов Коммерциализация результатов, создание бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Вложения в человеческий ресурс 9 От базового к эффективному контракту с преподавателями Снижение учебной нагрузки преподавателей, занимающихся исследованиями, внедрение системы учебных ассистентов Приглашение специалистов со степенью PhD на конкурсных условиях с международного рынка труда Система пост-доков Программы профессионального развития академического и управленческого персонала
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Университет, открытый международному рынку 10 Разработка программ, привлекательных для зарубежных студентов Преподавание на английском языке Программы двойных дипломов Академическая мобильность студентов и преподавателей Публикации на английском языке Приглашение ведущих зарубежных ученых, международные лаборатории Сетевые международные исследовательские проекты Международная экспертиза исследовательских проектов
Высшая школа экономики, Москва, Университет, открытый бизнес- сообществу Базовые кафедры и совместные проекты с ведущими корпорациями и компаниями Вовлечение практиков-профессионалов в учебный процесс (как на уровне чтения курсов, так и на уровне практик) Совместные проектно-учебные группы при участии внешних организаций, в том числе зарубежных Создание бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий Развитие программ дополнительного профессионального образования, в том числе с корпоративными университетами