О контроле за качеством подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, их востребованности и конкурентоспособности на рынке труда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Advertisements

Актуальность, проблемы и перспективы развития профессионального признания в России Владивосток 2011.
Оценка качества образования Проект ФЗ-Об образовании в Российской Федерации Москва 2011.
О направлениях совершенствования системы оценки качества профессионального образования 2010.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Направления совершенствования оценки деятельности образовательных учреждений Рособрнадзор Москва 2011.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
1 июня 2012 г., г. Сочи 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 17 2 Значительный рост экспортно-импортных перевозок для ОАО «РЖД» (к 2015.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
О вопросах развития системы оценки качества профессионального образования в области юриспруденции МОСКВА 2012 АЮВ Федеральная служба по надзору в сфере.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
1 О практике применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ульяновской области.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Транксрипт:

О контроле за качеством подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, их востребованности и конкурентоспособности на рынке труда Круглов В. И. Санкт - Петербург 2011, май Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Состояние системы высшего и среднего профессионального образования

Задача.Необходимо в целях обеспечения качества подготовки специалистов и их конкурентноспособности: формирование отраслевых, корпоративных механизмов создания условий равноценной конкуренции выпускников- молодых специалистов, принятых (претендующих) на рабочие места - со специалистами, завершившими обучение в тот же год по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения; создание (предоставление) баз практик для обучения студентов очной формы, обеспечения доступа к передовым методам и технологиям, информационным базам в различных отраслях экономики; разработка и внедрение в ближайшие годы в практику сертификации квалификаций - профессиональных стандартов по наиболее важным для государства отраслям экономики с учетом дифференциации требований к выпускникам двух категорий: молодым специалистам очного обучения и специалистам вечернего и заочного обучения, имеющим опыт практической работы.

Задача. Необходима организация работ по мониторингу и прогнозированию востребованности молодых специалистов на среднесрочный (дальнесрочный) период, введению в ТКС квалификаций бакалавров и магистров Выпуск 2010 г. ( чел.) Выпуск 2010 г. ( чел.) Очных выпускников ссузов – человек Очных выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования – человек Очных выпускников высших учебных заведений – человек, из них 12% бакалавров, 8% магистров

Задача. Подготовка предложений по выработке эффективных механизмов обеспечения трудоустройства выпускников - молодых специалистов образовательных учреждений профессионального образования со стороны Роструда России, служб занятости, корпоративных объединений для специальностей ( направлений ) по подготовке кадров для оборонной отрасли, юриспруденции, архитектуры и строительству, медицины, фармации, агрономии. ( в европейских странах особое внимание уделяется подготовке и сертификации специалистов по семи « регулируемым » профессиям )

Лицензирование образовательной деятельности ОУ (отдельных программ) Определение госзадания в соответствии с контингентом и штатным расписанием Отрицательный результат Положительный результат Отсутствие госзадания, постлицензион- ный контроль через 1 год О критериях оценки качества профессионального образования Первый уровень гарантии качества образования

Стратегия развития университетов как исследовательских – наука и инновация (2) активное приглашение на работу ведущих и перспективных ученых (и целых групп) из-за рубежа активное приглашение на работу ведущих и перспективных ученых (и целых групп) из-за рубежа подготовка перспективных кадров в лучших зарубежных университетах с созданием системы поддержки их возвращения подготовка перспективных кадров в лучших зарубежных университетах с созданием системы поддержки их возвращения целенаправленная поддержка международных исследовательских проектов, обменов, конференций, семинаров целенаправленная поддержка международных исследовательских проектов, обменов, конференций, семинаров увеличение разнообразия источников финансирования исследований и разработок (отечественные и зарубежные гранты, межнациональные исследованиях, федеральные и отраслевые целевые программы, собственные конкурсы вуза и др.) увеличение разнообразия источников финансирования исследований и разработок (отечественные и зарубежные гранты, межнациональные исследованиях, федеральные и отраслевые целевые программы, собственные конкурсы вуза и др.) экспертиза объектов интеллектуальной собственности, создание информационного реестра объектов интеллектуальной собственности и системы управления такими объектами экспертиза объектов интеллектуальной собственности, создание информационного реестра объектов интеллектуальной собственности и системы управления такими объектами формирование системы коммерциализации научных результатов формирование системы коммерциализации научных результатов создание сетевых сообществ, выполнение кооперативных инновационных программ создание сетевых сообществ, выполнение кооперативных инновационных программ

Задача 5. Установить ответственность учредителей, служб занятости и субъектов Российской Федерации при согласовании ими открытия новых образовательных программ Совершенствование комплекса мер, направленных на обеспечение качества профессионального образования, законодательного, нормативного правового, методического и организационного характера

Критерии оценки качества (профессиональ ного) образования О критериях оценки качества (профессионального) образования (второй уровень гарантии качества образования) Контроль качества образования: ЕГЭ, бакалавр-магистр, итоговая аттестация обучающихся, плановые проверки Государственная аккредитация ОУ, образовательных программ, УГС Эффективность и результативность систем качества ОУ

Общественнно-профессиональная аккредитация ОПП Сертификация квалификаций Общественный рейтинг качества реализации ОПП Учет результатов ВНООКО в распределении госзадания, в госаккредитации Внешняя независимая, объективная оценка качества образования Аккредитация ОПП зарубежными агентствами

12 СЕРТИФИКАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1.Разработана методика, учитывающая лучший зарубежный и отечественный опыт проведения профессиональной экспертизы и аккредитации программ профессионального образования; 2.Методика может быть использована и в тех случаях, когда у ОР есть в качестве основы профессиональные стандарты, и в тех случаях, когда их еще нет; 3.Методика может быть использована объединениями работодателей и крупными работодателями, которые будут готовы начать эту деятельность – наверняка потребуется согласование и корректировки, но крайне важно осуществлять эту деятельность «в едином пространстве»; 4.При этом возможны и даже необходимы дополнения и модификация методики в соответствии со спецификой отдельных работодателей (примеры – РОСНАНО, ОАК) 5.Без поддержки со стороны государства развернуть полноценную работу будет трудно и она будет менее эффективной 6.Объединениям работодателей необходима серьезная подготовка к этой деятельности, в первую очередь – отбор и обучение экспертов (возможно, соединенными усилиями) 7.Профессиональная аккредитация не должна заканчиваться «вердиктом»: как показывает опыт, необходим и мониторинг и регулярный консалтинг вузов – нужно наладить регулярное взаимодействие Выводы по итогам реализации проекта 13

О практике взаимодействия Минобрнауки России, Рособрнадзора с общественными организациями. Примеры такого сотрудничества -пилотный проект с Агентством по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК), основная цель которого является определение условий учета результатов оценок и экспертиз, полученными АККОРК, в процедуре государственной аккредитации, -совместная работа Минобрнауки России, Рособрнадзора, Ассоциации юристов России по разработке Положения об общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в рамках Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования качества высшего юридического образования, -участие Минобрнауки России, Рособрнадзора в работе Общественно-государственного совета при Российском союзе промышленников и предпринимателей по разработке системы независимой оценки качества профессионального образования. Задача. Обеспечить с 2011 года более широкое распространение опыта общественно-профессиональной аккредитации в целях повышения эффективности и прозрачности государственных оценок и контрольных процедур, выбора абитуриентами качественных образовательных учреждений, а работодателями качественных выпускников, конкурентноспособных в соответствующих областях профессиональной деятельности. Создание работодателями при координации РСПП, Союза работодателей России требований к оценке выпускника при государственной аттестации с учетом разрабатываемых требований в профессиональных стандартах, процедурах сертификации квалификаций, а также привлечение к участию в работе ГАК представителей служб занятости

Важный фактор в оценке востребованности и конкурентоспособности выпускников - качество подготовки специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования – является эффективным, если оно формируется, кроме обеспечивающих и контрольно - надзорных мероприятий, системой мотиваций для самих выпускников, образовательных учреждений и работодателей, обществ Задача 7 Повысить заинтересованность : Роструда в формировании тарифно - квалификационного справочника и квалификационных требований, соответствующих квалификациям ФГОС, гармонизированных с перечнем квалификаций мирового рынка труда, отраслей, корпораций, РСПП, ассоциативных объединений в реальном обеспечении процесса обучения специалистов базами практик, соответствующих запросам работодателей и состоянию экономики, служб занятости в участии своих представителей в государственной аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, общественных объединений в объективном и прозрачном представлении эффективности использования молодых специалистов в отраслях, на предприятиях, в корпорациях Создать систему преференций и льгот : для корпораций, предприятий, обеспечивающих необходимые мотивацию и создавшие условия для профессиональной адаптации молодых специалистов в течении трех лет и обеспечивших эффективность роста их трудовой деятельности, для образовательных учреждений, обеспечивших наибольшую интеграцию процессов образования, научных исследований, производства ( в том числе развертывание бизнес - инкубаторов, малых производств ), для преподавателей и студентов, активно участвующих в формировании условий, обеспечивающих повышение качества профессионального образования, востребованности молодых специалистов

Спасибо за внимание!