Программа элективного курса по русскому языку «Речевой этикет» Программа разработана Л. В. Ковалевской, учителем русского языка и литературы МОУ Екатерининской ООШ
Пояснительная записка Современному подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников. Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения со знакомыми и с незнакомыми людьми. К речевому этикету относятся сова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д. При этом в общении большую роль играют именно этикетные формулы, применяемые в различных речевых ситуациях. Усвоив основные из них и с помощью решения проблемных вопросов и ситуаций, ролевых игр и т.п. применив их на практике, подросток сможет чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он в очень малой степени подвержен изменениям, но за последние 5-10 лет с изменениями в обществе в этой области произошли некоторые модификации.
ЦЕЛЬ КУРСА: усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.
ЗАДАЧИ: познакомиться с историей русского речевого этикета; уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т.д.; научиться правильно вести спор, в том числе со взрослыми; уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах; составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы;
Основное содержание курса 1.Для чего нужны правила речевого этикета. Этикетные слова. Понятие речевой ситуации. Вежливость и этикет. (2 час) 2.Из истории русского этикета. Домострой (16 век). Юности честное зерцало (1717г.) Дореволюционные этикетные формулы. Речевой этикет в советское время. (4 час) 3.Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях. Ситуация знакомства. Как обращаться к собеседнику. Ты и вы. Беседа. Телефонные разговоры. Письма. Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе. (4 часа) 4.Формулы сочувствия, утешения. Отказ просьба, извинения. Поздравление, пожелание, приглашение, письма близким. (3 час) 5.Умение спорить. Спорим или ссоримся? Части спора. Спор со взрослыми. (2 часа) 6.Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. (2 час)
Основное содержание курса (продолжение) 7.Роль интонации в речевом общении. (2 час) 8.Речевой этикет других народов. (2 час) 9.Использование речевых ситуаций в художественных произведениях. (3 часа) 10.Новое в русском речевом этикете. Формулы начала и конца общения. Тенденция употребления усечённых конструкций. Общение в Интернете. Сетикет. (4 часа) 11.Речевой этикет – культура общения – воспитанность. Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать? (4 часа) 12.Защита проектов (2 часа)
Ожидаемые результаты обучения: создание учащимися проектов по темам: «Использование речевых ситуаций в художественных произведениях», «Роль интонации в речевом общении», «Речевой этикет разных народов»; написание сочинений-миниатюр по темам: «Вежливость в семье, на улице, в детском коллективе», «Приглашение на день рождения»; составление текстов примирения; составление памяток «Как отстоять своё мнение в обсуждении со взрослыми»; знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи; уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту; владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения; иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении; уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях; уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.
Формы организации учебной деятельности Лекции Практикумы Семинары Ролевые игры Беседы Тестирование Диспут Урок разрешения проблемной ситуации Сочинения-миниатюры Написание писем
Список литературы Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… – М., Дорохов А.А. Это стоит запомнить. – М., Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – – 5. Камычек Ян. Вежливость на каждый день. – М., Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., Львов С.Л. Быть или казаться? – М., Львова С.И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет. – М., Русский язык и культура речи: Практикум //Под ред. В.И.Максимова. – М., Мы живём среди людей: Кодекс поведения // Авт.-сост. И.В.Дубровина. – М., Словарь по этике // Под ред. И.С.Кона. – М., Федосеева Т.А. Давайте поспорим! // Русская словесность. – – 6. Формановская Н.И. Вы сказали: Здравствуйте! – М., Ходаков М.С. Как не надо себя вести. – М., Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., Чернышева М.А. Культура общения. – Л., 1983.