Урок литературы в 8 классе СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА.
(1860 – 1904)
Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фото 1880-х Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фото 1897 А. П. Чехов родился в г. Таганроге в патриархальной купеческой семье
Дом в Таганроге
«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, Бог благословил многочисленной семьей у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами». В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.
В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.
Семья Чеховых. Фото Таганрог
Сестра и братья Чеховы: Мария, Антон, Иван, Михаил. Фото Мелихово Природа богато одарила детей Чеховых. Александр и Михаил так же, как и Антон, стали литераторами, Николай художником, Иван оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.
Дом А.П. Чехова в Мелихове В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Писатель так обосновал свое решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».
Дом на Садово-Кудринской в Москве, где в конце 80-х гг. XIX века жила семья Чеховых
«Стрекоза» еженедельный художественно-юмористический журнал с карикатурами либерального направления. Издавался в Петербурге с 1875 по 1918 год. Чехов стоит у истоков трагикомедии модерна 20 века («Вишневый сад», «Чайка»). В его творчестве даны лучшие в русской литературе образцы всех жанровых разновидностей «малой прозы» («Крыжовник», «Дама с собачкой»). Вечен чеховский призыв «Берегите в себе человека».
Фрагменты карты участка, обслуживаемого А. П. Чеховым во время эпидемии холеры Чехов никогда не замыкался на сугубо литературной деятельности. Живя в Мелихове, он, как врач, обслуживал двадцать пять деревень, четыре фабрики и монастырь. В годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои средства построил несколько школ для крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге.
А.П.Чехов в кабинете Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства. В письме брату Николаю (1886) он изложил те требования, которые в первую очередь неуклонно применял к себе:
«Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям: 1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом Они уважают чужую собственность, а потому платят долги. 4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат. 7. Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
Памятник А.П. Чехову в Таганроге. Скульптор И.М. Рукавишников
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Вопросы для обсуждения: 1.Что вы узнали о родителях А.П.Чехова? 2.Какое образование получил будущий писатель? 3.Докажите, что природа богато одарила всех детей Чеховых. 4.Как обосновал А.П.Чехов своё решение поселиться в Мелихове? 5.Чем, кроме литературной деятельности, занимался Чехов? 6.Каким правилам, по мнению писателя, должны следовать воспитанные люди?
«Как зарождается любовь…». Анализ рассказа А.П.Чехова «О любви». Работа в группах (Сформировано 3 группы.).
Задание для 1 ГРУППЫ ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. Попробуйте составить схему.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ Алехин Милая дама Красивая Пелагея и повар Описание любви Лугановичи О любви
Задание для 2 ГРУППЫ Подготовьте устный рассказ о Павле Константиновиче Алехине Что же изменилось, когда герой полюбил? Что делает Алехина несчастным?
Задание для 3 ГРУППЫ Сопоставьте рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и рассказ А.П.Чехова «О любви». Есть ли в них что-то общее? Можно ли, на ваш взгляд, назвать Чехова и Лермонтова не только писателями, но и психологами ? Докажите свою точку зрения.
Идейный вывод «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель, или не нужно рассуждать вовсе».
Словарная работа В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».