Литературная гостиная – центр научно-исследовательской деятельности учащихся. Автор – Котова Т.Ю. учитель русского языка и литературы ГОУ гимназии 1573
Сухомлинский писал, что чтение – это «окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Но как добиться, чтобы учащиеся читали художественную литературу? Как сделать, чтобы учащиеся не только читали, но и умели анализировать произведения и сами занимались литературным творчеством? Как достичь того, чтобы они задумались над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта, как, почему, за, казалось бы, обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Таким образом, был задуман совместный проект приобщения учащихся к книге, развития у них умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирования у них в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание и волю.
На первом этапе проект предусматривает создание литературной мастерской – центра научно-исследовательской деятельности учащихся.
Участники проектной группы в совместной работе с библиотекой гимназии ставят перед собой следующие задачи: пробуждать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая учащихся к классике художественной литературы; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; работать с различными типами текстов;
С этой целью в литературной мастерской собраны предметы, которые являются ключевыми для создания литературного образа для участников проекта и являются теми важными деталями, которые могут стать характеристикой героя литературного произведения. Мастера художественного слова создают литературную канву из таких деталей.
Участники проекта выбирают в литературной мастерской предметы для исследовательской деятельности в библиотеке, находят описание этих предметов в литературных произведениях различных писателей и, исходя из данных образцов, переходят к созданию собственных литературных образов. Начиная с этимологии слова, подбирая тексты в литературных образцах, учащиеся пробуют себя в написании небольших рассказов, этюдных зарисовках, маленьких поэтических отрывках. Лучшие работы обсуждаются среди участников проектной деятельности и помещаются в литературном альманахе.
Таким образом, учащиеся знакомятся с процессом литературного творчества, постигая основы создания художественного произведения.