«Организация деятельности по подготовке школьников к олимпиадам различного уровня» учебный год ГУО «Средняя школа 2 г.п.Корма»
Формируем группу. Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом учителю начальных классов помогут и наблюдения в ходе уроков, и организация кружковой, исследовательской работы, и проведение других внеклассных мероприятий по предмету. Одновременно с выявлением способных школьников, с повышенной мотивацией и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причем ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа задач, разделов для изучения, используемых пособий. Ученик может прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, просто пообщаться с товарищами. Планируем работу.
Основной же формой работы на занятиях группы будут различные формы индивидуальной и парной работы. Каждый ученик самостоятельно или с помощью учителя выбирает задачу соответствующего уровня, в случае необходимости консультируется и отчитывается по результатам ее решения, намечает задачи и теоретические вопросы для дополнительной работы дома. Учитель консультирует отдельных учеников или беседует с мини-группами, намечает перспективы и цели дальнейшей подготовки. Планируем работу.
Читаем книжки. В формировании кругозора решающая роль принадлежит разнообразной литературе. На начальных этапах возникновения интереса к предметам это может быть популярная литература, книги об интересных открытиях, о знаменитых ученых. В настоящее время, наряду с книгами все большую роль начинает играть и такой информационный источник, как Интернет. На разнообразных образовательных сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, и самостоятельные материалы, не говоря уже о возможности дистанционного общения с различными представителями определенной области знаний от школьников до преподавателей вузов.
Решаем задачки. Книг, посвященных решению задач, в том числе и олимпиадных, достаточно много. Много подборок задач различной сложности можно найти в журналах «Начальная школа» и «Пачатковае навучанне», размещаются они и на Интернет-ресурсах. И в этом море задач тоже желательно иметь ориентиры, цели, чтобы их решение не отбило интерес к предметам, и максимально эффективно вело к основной цели: научить школьника самостоятельно находить способ решения самых разнообразных заданий. Вследствие разного уровня подготовки школьников групповые формы работы и здесь могут применяться ограниченно. Как правило, нужно стремиться дать каждому члену группы на свободу выбора, на индивидуальную образовательную траекторию.
И не останавливаемся. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задания, возможные другие способы решения. В школе желательно иметь стенд, посвященный школьной олимпиаде, на котором будут представлены лучшие ученики не только начальной школы, но и среднего и старшего звена, района, области. Такая информация будет показывать перспективы участия в олимпиаде, формировать интерес и уважение к предмету у младших школьников.
И не останавливаемся. На этом же стенде можно представлять задания постоянно действующей школьной олимпиады. Учитель начальных классов давая многовариантные домашние задания, вправе отметить, что за выполнение некоторой части задания можно не только получить отметку, но и зачетное очко в олимпиадную копилку. По результатам такой олимпиады можно выявлять лучшего ученика (по определенному предмету) четверти, полугодия, года. Еще одна возможность как можно большему числу ребят попробовать свои силы в состязаниях, это различные заочные конкурсы, Интернет-олимпиады, принимать участие в которых можно и командой.
Конечно, как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.