Перемена типа эстетического сознания – классицизм уступает место сентиментализму («разум – чувству») пересмотр концепции личности, выражение природной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литературные направления. Вспомним Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной эпохи.
Advertisements

Основные литературные направления. Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала.
Электронное сопровождение урока литературы в 9 классе на тему: «Русский сентиментализм» Автор: Лисова С.В., учитель русского языка и литературы школы 61.
Основные литературные направления Урок литературы в 9 классе.
Русская литература 18 века. Классицизм. ПЛАН: На какой социальной основе возникло литературное направление классицизма? Основные приметы и примеры классицизма.
Установочное занятие. Европа Вторая половина XVIII века: Франция: Ж.Ж.Руссо. Англия: Л.Стерн, О.Голдсмит, С.Ричардсон. Германия: И.В.Гете. Последняя четверть.
Основные особенности: 1.«Раскол» русской культуры: культурный «раскол» между высшим и низшим сословиями идеологический «раскол» между образованным слоем.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Русская литература XVIII века. Историческая эпоха.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин. В. И. Федоров называет четыре периода: I период литература петровского времени. Она еще носит переходный.
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению.
Классицизм в русском и мировом искусстве. Урок по литературе в 9 классе. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Сентиментализм Основные черты. Сентиментализм Литературное направление, в котором центральной эстетической категорией становится чувство. В этом отношении.
Сентиментализм Направление в литературе и искусстве 2-й половины XVIII – начала XIX века. Направление в литературе и искусстве 2-й половины XVIII – начала.
Транксрипт:

Перемена типа эстетического сознания – классицизм уступает место сентиментализму («разум – чувству») пересмотр концепции личности, выражение природной естественности чувства сдвиг в сторону прозы (повесть, роман психологический, семейный, воспитательный), формы повествования от первого лица передача функции повествования героям (эпистола, дневник, исповедь, записки о путешествии), новый тип эстетического восприятия. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Радищева и «Письма русского путешественника» (1791–92) Карамзина

I.Средневековая диглоссия II.Первая половина XVIII в. – процесс образования новых стилей посредством смешения элементов 1) церковно- книжной речи 2) формы светско-делового языка 3) разговорной речи 4) заимствований из иностранных языков. III.Теория трех стилей Ломоносова : исходные посылки, ресурсы литературного языка: 1) церковнославянизмы, устаревшие и неупотребительные; 2) церковнославянизмы книжные, но грамотным людям понятные; 3) слова общие для русского и церковнославянского языков; 4) русские слова из разговорной речи образованного общества; 5) просторечие, регламентация письменного литературного языка: высокий стиль (2 и 3), средний стиль (3 и 4, 5 и 2), низкий стиль (4 и 5)

IV.Карамзинская реформа новая ситуация двуязычия Карамзин: «Отчего в России мало авторских талантов?» (1802) продолжение процесса европеизации языка продолжается: 1) сокращение количества лексических заимствований; 2) сближение семантической системы русского языка со смысловым строем западноевропейских языков; 3) синтаксическое упорядочение на французский манер, которое больше соответствует естественному языку; 4) рост культурно-общественного значения интеллигенции сближение книжного языка с живой разговорной речью и светскими литературными стилями; 5) язык мышление А. С. Шишков «О старом и новом слоге» (1803) – продолжение ломоносовской концепции Н. М. Карамзин – последний классик русской литературы XVIII в. и первый – XIX в. «Истории государства Российского» Карамзина (с 1803 г.)

Особенности культурного перехода 1800-х годов Кризис процесса европеизации России и выбор пути развития на столетие вперед. Конфликтность, состязательность или дискуссионность культурной и литературной жизни эпохи. Жанровое развитие русской литературы первой трети XIX в. Основные идеи духовных исканий русской литературы: o Идеи личности и народности (идеологический план) – нетрагическое осознание разрыва между народом и человеком: личность развившийся элемент народа, движение к народу –возвращение к естественности, – осознание личности и народа как двух разных и противоположных, непримиримых начал.

o Идеи личности и народности (языковый план): необходимость выработки поэтических форм 1) традиционные и национальные, 2) способные выразить индивидуальное чувство. – Карамзинский подход – реформирование языка как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований. – Архаизирующий подход – категорический отказ от иностранных влияний и развитие самобытного национального языка. – Особый путь И. А. Крылова. o Идеи личности и народности (литературный план): в центре внимания – внутренний мир человека, его взаимоотношения с внешним миром (народом, историей, своей судьбой) появление феномена лирического героя – смена жанровой системы, – смешение стилей, – деформация границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

Карамзин и карамзинизм Основные идеи культурной программы Карамзина – в программных статьях 1802–03 годов: О любви к отечеству и народной гордости, Отчего в России мало авторских талантов?, О книжной торговле и любви к чтению в России. 1.«Угадывать лучший выбор слов» 2.Установка на лёгкость восприятия 3.Развитие жанров песни и элегии Новое поколение поэтов и законы поэзии эпохи классицизма – сочетание «уже не» и «ещё не». Идейно-теоретическая основа карамзинизма: критерии художественности текста – разумность, ясность, лёгкость восприятия, текст реализует общеизвестные нормы, установка на образ литературного противника и на контраст, дружеская фамильярная поэзия и феномен бытового поэтизирования, домашность литературы и понятие литературного быта.

Дружеское литературное общество (1801) Вестник Европы Смешанные общества (Вольное общество любителей словесности, наук и художеств и Московское общество любителей русской словесности) Беседа любителей русского слова (1811–1816) Арзамас (1816–1819) Этапы спора архаистов и новаторов