ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АДЫГЕЙСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Методы и приемы обогащения словаря билингвов» КОБЛЕВОЙ СУСАНЫ БАЙЗЕТОВНЫ
Я работаю учителем 12 лет, из них учителем адыгейского языка и литературы в МОУ СОШ лет. В 1991 году окончила Адыгейское педагогическое училище, а в 1996 году факультет национальной школы Адыгейского педагогического университета. Имею высшую квалификационную категорию. В 2003 году заняла 3 место за участие в Республиканском конкурсе профессионально - педагогического мастерства учителей адыгейского языка. Награждена Дипломом Министерства образования и науки Республики Адыгея.В 2007 году победила в республиканском конкурсе в двух номинациях: « Лучший кабинет адыгейского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея», « Лучший учитель адыгейского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея». Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Адыгея по итогам конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта « Образование» в 2008 году. Приняла участие во Всероссийском конкурсе « Учебно – методических пособий – ЭОР 2008»
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА Разработка и внедрение системы новых приёмов и методов повышения грамотности. Организация работы по формированию положительной мотивации к изучению адыгейского языка, воспитание у школьников интереса к его изучению. Повышение эффективн ости процесса обучения : осмыслен ие и усвоен ие нового языкового материала, развити е у школьников активного самостоятельного мышления и познавательных способностей.
НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА. Повышение орфографической грамотности обучающихся на основе совершенствования преподавания адыгейского языка посредством внедрения нетрадиционных форм и методов обучения, реализации дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся в условиях сельской школы.
СУЩНОСТЬ ОПЫТА, ЕГО ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ. Успешному развитию орфографической зоркости учащихся, изучающих адыгейский язык способствует применение на уроках наряду с традиционными средствами обучения компьютерных программ, схем, опорных конспектов, тестов и др. На уроках адыгейского языка провожу лексико-орфографические упражнения. Наиболее распространенным видом словарно - орфографических упражнений являются диктанты. Словарные диктанты можно использовать на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся. Они обогащают словарный запас учащихся, способствуют развитию культуры речи. На уроках адыгейского языка провожу творческие диктанты, диктанты с комментированием, диктанты с использованием загадок, диктанты по памяти, зрительные диктанты, выборочные, картинные. Рассмотрим их более подробно.
Творческий диктант. Заменить развернутое определение, одним словом. К примеру: первый день недели ( блыпэ); помещение для торговли чем-нибудь ( тучан). Диктант с комментированием. Я называю слово, один ученик комментирует написание, остальные ученики эти слова в тетрадь. Диктант с использованием загадок. Читаю загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем отгадки записываются в тетрадь. Диктант по памяти: 1) даются задания, записать по памяти слова, обозначающие названия овощей; 2) записать по памяти слова, в написании которых есть сложная буква къ. Зрительный диктант. Ученики проговаривают написанное на карточке трудное слово и записывают его по памяти.
Выборочный диктант ( картинный, слуховой, зрительный).Детям предлагается либо карточки- картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена гласная или согласная буква, либо слова на слух с заданиями: 1) записать в первый столбик слова- названия птиц, во второй- слова- названия животных; 2) записать только числительные. Картинный диктант: 1) показываю карточку- картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание сложных букв; 2) показываю карточку- картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета. Пользуясь, ИКТ я провожу на уроке одновременно несколько видов диктантов по группам и по степени сложности. Например, карточка-картинка с желтым кружком на «3» балла; с зеленым- на «4»;с красным –на «5».
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. Статья «Методы и приемы обогащения словаря билингвов», сборник статей « Теория и практика обогащения словарного запаса обучаемых в условиях полиэтнической среды», Майкоп, 2006г. Материалы сборника предназначены специалистам в области билингвизма, филологии и методики преподавания лингвистических дисциплин, аспирантам, студентам, преподавателям средних специальных и общеобразовательных школ, а также вузов.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
АДРЕС ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА Республика Адыгея, с. Красногвардейское, улица Мира,341, Телефон: