«Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы»
Цель: Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме
Задачи §раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии» §познакомить с классификацией современных педагогических технологий
Современные педагогические технологии - это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
Научный – часть педагогической науки; Описательный – описание процесса, совокупность целей, содержания; Действенный – осуществление педагогического процесса.
Методика и технология §М§Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. §О§Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии
Причины выбора инновационных технологий §О§Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. §П§Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. §О§Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. §О§Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. §О§Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу. §О§Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. §О§Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
§I. Концептуальная основа; §II.Содержательная часть обучения; §- цели обучения - общие и конкретные; §- содержание учебного материала; §III.Процессуальная часть - технологический процесс; §- организация учебного процесса; §- методы и формы учебной деятельности школьников; §- методы и формы работы учителя; §- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; §- диагностика учебного процесса.
§По уровню применения: 1.Общепедагогические; 2.Предметные; 3.Локальные (модульные) § По филосовской основе: 1. Материалистические; 2. Диалектические; 3. Гуманистические; 4. Свободного воспитания и принуждения § По ведущему фактору: 1. Биогенные; 2. Социогенные; 3. Психогенные; 4. Идеалистические § По ориентации на личностные структуры: 1. Информационные; 2. Операционные; 3. Эмоционально- художественные; 4. Эвристические; 5. Прикладные
По характеру содержания и структуры – обучающие, воспитывающие, светские, религиозные, общеобразовательные, профессионально-ориентированные и т.д. §По типу организации – традиционная (классно- урочная система), групповая, дифференцированная, программированная § По отношению к ребенку – авторитарные, дидактоцентрические, личностно- ориентированные, сотрудничество, гуманно- личностные § По категории обучающихся – массовые, продвинутого уровня (углубленное изучение), компенсирующее обучение, технологии работы с отклоняющимися (трубные и одаренные дети).
ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека ( Е.Н. Ильин ) Педагогика сотрудничества « Гуманно-личностная технология » « Гуманно-личностная технология » (Ш.А.Амонашвили)
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии (Б.П. Никитин ) Проблемное обучение ( Дж. Дьюи ) Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ( Е.И. Пассов ) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов )
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Экология и диалектика (Л.В. Тарасов) «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) Укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, М.Б. Волович)
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса §Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова )Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов §Технология программированного обученияТехнология программированного обучения Технология индивидуализации обучения ( И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков ) Технология индивидуализации обучения Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко ) Коллективный способ обучения Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам (И.Н. Закатов ) Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам §Групповые технологииГрупповые технологии §Компьютерные (новые информационные) технологии обученияКомпьютерные (новые информационные) технологии обучения Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
§Система развивающего обучения ЗанковаСистема развивающего обучения Занкова §Технология развивающего обучения Эльконина-ДавыдоваТехнология развивающего обучения Эльконина-Давыдова §Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков)Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности §Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская)Личностно-ориентированное обучение §Технология саморазвивающего обучения (К.Г. Селевко)Технология саморазвивающего обучения Технологии развивающего обучения
Частнопредметные технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте грамоте (Н.А. Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач решения задач (Р.Г.Хазанкин) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе в начальной школе (В.Н. Зайцев) ПТ на основе системы эффективных уроков эффективных уроков (А.А. Окунев) Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышева)
Альтернативные технологии Вальфдорская педагогика (Р.Штайнер) Технология свободного труда (С. Френе) Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) Технологии педагогических мастерских (П. Ланжевен, А. Валлон)
Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир) Технология саморазвития (М. Монессори)
§Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)Школа адаптирующей педагогики §Модель «Русская школа» (М. Щетиник, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др.)Модель «Русская школа» §«Школа самоопределения» (А.Н. Тубельский)«Школа самоопределения» §Школа-парк (М.А. Балабан)Школа-парк §Агрошкола (А.А. Католиков)Агрошкола §«Школа завтрашнего дня» (Д.Ховард)«Школа завтрашнего дня» Технологии авторских школ
§«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский