Ключевые компетенции в гражданско - патриотическом воспитании Подготовила методист отдела воспитательной работы Муниципального образовательного учреждения Методический центр в системе дополнительного педагогического образования ( повышения квалификации ) г. Иваново Афанасьева Е. А.
« Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно - полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования » ( Инструктивно - методическое письмо « О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ » /13 от ).
Цель Воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно - политической жизни школы, местных сообществ.
Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданско - патриотического образования ( наряду с гражданскими и патриотическими ценностями и опытом гражданских действий ). Таким образом, гражданско - патриотическое образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Структурные компоненты компетенции гражданско - патриотического воспитания Когнитивный Деятельностный Личностный ( мотивационно - ценностный )
Когнитивный блок ( знания ) целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний. В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины ( обществознание, право ), география, краеведение.
Ключевые понятия человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др.
Деятельностный компонент компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность.
Гражданин владеет определенными умениями и навыками : критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их
Личностный ( мотивационно - ценностный ) компонент Ценности : уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др., а также желанием участвовать в общественно - политической жизни, имеет свою жизненную позицию.
Формирование гражданской компетентности не может осуществляться в отрыве от обретения гражданско – патриотических ценностей ( основополагающих ценностей российской и мировой культуры ), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно - нравственных ценностей по отношению к материально - прагматическим, права человека, толерантность и др.
Исследовательская компетентность способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.
Компетентность социального выбора способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
Компетентность социального действия способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Данная компетентность позволяет определить конкретные действия, способствует успешной адаптации к жизненным ситуациям.
Коммуникативная компетентность способности взаимодействия с другими людьми ( включая толерантность ), прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.
Учебная компетентность способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Социально - экономическая компетенция совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики
Морально - нравственная компетенция личное совершенство человека как совокупность морально - этических знаний и умений определять и оценивать своё поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим демократическим ценностям
Общественно - политическая и правовая компетенция реализация прав и обязанностей гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью
Литература Аникеев А. С., Болотина Т. В., Симоненко П. П. и др. О развитии гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе , 7. - С Братченко С. Л. Личностные компетенции школьников. М., 2008 Григорьева Н. А., Яцукова И. Л. Гражданское образование в России : государственная политика и социальные инициативы Монография.- М.: АПКиППРО, с. 8,75 п. л. Данилов Д. Д. Содержательно целевые линии развития учащихся средствами школьных предметов. История // Образовательная система « Школа 2100» – качественное образование для всех. – М.: Слабунова Э. Э. Компетентностный подход в гражданском образовании. htpp://www/ vynarod.ru/SLAB.DOC