Викторина «Имею право!» Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8 класса
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся. Задачи: - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»; - формировать коммуникативные умения школьников.
1 тур «Теоретический»: Дать свою версию ниже перечисленных определений Права Обязанности Свобода 3 балла получает та, команда, которая даст более точный ответ.
Права – возможность действовать, поступать каким- либо образом, действовать или пользоваться чем- либо. Права – возможность действовать, поступать каким- либо образом, действовать или пользоваться чем- либо. Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий. Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений). Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
2 тур «Кто больше». Команды поочередно называют нормативно-правовые документы. За каждый правильный ответ 1 балл. 1).Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?
Всеобщая декларация прав человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конвенция по правам ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах Международный пакт об экономических, социальных Международный пакт об экономических, социальных культурных правах Конституция Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Устав школы. Устав школы.
2). Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете. 2). Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня – Международный день защиты детей 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции Российс- кой Федерации
3 тур «Блицтурнир» Более подробно поговорим о правах. От каждой команды участвует по одному человеку. Вы по цепочке называете группы прав, и как пример по одному праву человека на эту группу. 3 балла зарабатывает тот, кто ближе будет к верному ответу.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЛичныеПолитичес кие Экономи- ческие Социаль- ные Культур- ные ст. 20- Право на жизнь; Ст. 21- Право на охрану личности; Ст.22 – неприкосно венность личности; Ст. 29 свобода слова и мысли Ст. 32 Право на участие в управлении государством (избирать и быть избранным) Ст. 31 Право на митинги, демонстрации Ст. 34- предприним. деятельность; Ст. 35- право на частную собственность Ст. 36- право частной собственности на землю Ст. 37 Право на труд; Ст. 38 Право на материнство, детство; Ст.40- право на жилье; Ст. 43- право на образование Ст.44- Свобода творчества.
Какие права и свободы героев нарушены ?
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА АНДЕРСЕН
КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ МУХА - ЦОКОТУХА
5 тур «Литературный» За каждый правильный ответ 1 балл. Соотнеси пословицы с названием прав: Правда суда не боится. Правда суда не боится. Грамоте учиться – всегда пригодится. Грамоте учиться – всегда пригодится. Делу – время, а потехе – час. Делу – время, а потехе – час. Дело мастера боится. Дело мастера боится. При солнышке тепло, при матери – добро. При солнышке тепло, при матери – добро. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. Тот герой – кто за родину горой. Тот герой – кто за родину горой. Один в поле – не воин. Один в поле – не воин. Любишь кататься – люби и саночки возить. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда) Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда) Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование) Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование) Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг) Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг) Дело мастера боится. (статья 23: право на труд) Дело мастера боится. (статья 23: право на труд) При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье ) При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье ) Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами) Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами) Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство) Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство) Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний) Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний) Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд) Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
Слово жюри: Подведение итогов викторины
Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, и права других людей не нарушались? Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других; Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других; заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех; заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех; уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя. уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.