Состояние и первоочередные задачи развития правовой базы применения биометрических технологий в паспортно-визовых и удостоверяю- щих документах нового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алексеев С.В. Ведущий научный сотрудник НИИЦ БТ доктор юридических наук, кандидат технических наук Ведущий научный сотрудник НИИЦ БТ доктор юридических.
Advertisements

Первоочередные задачи развития правовой базы применения биометрических технологий в сфере обеспечения транспортной безопасности Алексеев Сергей Викторович,
Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1 Об Уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Ивановской области Семененко.
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЕЁ УТЕЧКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ КАНАЛАМ ТТИ ЮФУ Коробилов Юрий Борисович.
Методология определения класса ИСПДн. КАТЕГОРИЯ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДАННЫХ - Х ПД; ОБЪЁМ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ (КОЛИЧЕСТВО.
Электронные универсальные карты как средство развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг Семинар - тренинг « Организация предоставления.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Правовые основы использования сертифицированных по требованиям безопасности информации программных продуктов в организациях Егоркин Игорь Васильевич начальник.
Персональные данные на сайтах государственных и муниципальных органов власти: проблемы и перспективы законодательства и правоприменительной практики Ефремов.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
ФЗ 142 ОТ ГОДА « О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ » ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 5 КУРСА ГРУППЫ ТО 14/1 ЯРОВАЯ АЛЁНА.
Общий порядок действий оператора по выполнению требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных»
Юридические и этические аспекты защиты медицинских и персональных данных СПб ГБОУ СПО «Медицинский техникум 9» Преподаватель Новикова Лариса Анатольевна.
Департамент Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде Организация межведомственного.
Минэкономразвития России «Динамика степени доступности информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, публикуемой на официальных.
Декабрь 2011 года Правовые основы предоставления муниципальных услуг: новеллы регулирования Волошкин Иван Геннадьевич, ведущий специалист.
Обеспечение перехода органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области к предоставлению услуг на основе межведомственного.
Зачем страховщикам технический осмотр И. Алехина, член Президиума ОПОРЫ РОССИИ
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Транксрипт:

Состояние и первоочередные задачи развития правовой базы применения биометрических технологий в паспортно-визовых и удостоверяю- щих документах нового поколения в России Алексеев Сергей Викторович, член Экспертного совета Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, вед. научный сотрудник НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э.Баумана, доктор юр.наук, канд. техн. наук

2 Области применения биометрических технологий в паспортно-визовых и удостоверяющих документах (1) Изготовление и оформление паспортно- визовых документов нового поколения с электронными носителями информации (ПВДНП) в составе Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с электронными носителями информации (ГС ПВДНП) Обеспечение безопасности государственной границы с помощью автоматизированных и автоматических систем паспортного контроля (АСПК) с использованием ПВДНП на пунктах пропуска через государственную границу

3 Области применения паспортно-визовых и удостоверяющих документов нового поколения с электронными носителями информации (2) Обеспечение безопасности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, включая их транспортные предприятия и транспортную инфраструктуру, с помощью следующих биометрических автоматизированных систем контроля и управления доступом (АСКУД) на охраняемые объекты: - АСКУД и удостоверяющие документы (биометрические пропуска) первого вида с предварительным определением биометрических характеристик и внесением их только в базы данных АСКУД под уникальным идентификационным кодом с записью этого кода на электронный носитель информации каждого пропуска - АСКУД и удостоверяющие документы (биометрические пропуска) второго вида с внесением биометрических характеристик непосредственно в электронный носитель информации каждого пропуска

4 Области применения паспортно-визовых и удостоверяющих документов нового поколения с электронными носителями информации (3) Использование начиная с 2013 г. универсальных электронных карт (УЭК), удостоверяющих личность гражданина РФ и позволяющих реализовать в электронном виде его право на получение широкого круга государственных и муниципальных услуг. В электронный носитель информации УЭК заносятся: - основные паспортные данные пользователя УЭК; - уникальные последовательности символов (коды) электронных приложений для авторизованного доступа пользователя УЭК к получению различных государственных и муниципальных услуг; - другие возможные сведения о гражданине, в качестве которых в перспективе могут быть использованы биометри- ческие персональные данные пользователя УЭК с целью исключения подделки УЭК и обеспечения безопасности при их использовании.

5 Условия ограничения права человека на неприкосновенность частной жизни, а следовательно - возможности получения и использования биометрических персональных данных без согласия человека согласно международным актам по правам человека и статье 55 Конституции РФ: - Ограничение прав человека возможно в целях: - защиты основ конституционного строя - защиты нравственности - защиты прав и законных интересов других лиц - обеспечения обороны страны - обеспечения безопасности государства - Ограничение прав человека в указанных целях возможно только ЗАКОНОМ (в Российской Федерации – только ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ)

6 Федеральные законы первой группы (более 15 законов по вопросам обеспечения безопасности и охраны разного рода объектов в РФ) Федеральные законы второй группы (по вопросам получения и использования биометрических персональных данных): - ФЗ «О персональных данных» - ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

7 Недостатки законов первой группы - Отсутствие правовых норм, предусматривающих возможность получения и использования биометрических персональных данных для решения задач в целях обеспечения безопасности без согласия субъектов персональных данных - Несоответствие требованиям Федерального закона О персональных данных, согласно которому получение и использование биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных может осуществляться лишь в соответствии с действующим в РФ законодательством, в том числе всоответствии с законодательством: - о безопасности - о порядке выезда из РФ и въезда в РФ - о транспортной безопасности

8 Недостатки Федерального закона «О персональных данных» - Закон в основном регулирует вопросы обработки персональных данных, в том числе биометрических персональных данных в различных информационных системах и не затрагивает вопросы получения и фиксации самих биометрических персональных данных в виде биометрических образцов (результатов на выходе технических средств для снятия биометрических характеристик человека) и биометрических шаблонов (контрольных точек биометрических характеристик, необходимых для идентификации личности) - Закон не регулирует особенности использования всех тех биометрических персональных данных, которые рекомендованы ИКАО и применяются в паспортно-визовых и других удостоверяющих документах нового поколения

9 Федеральный закон «О персональных данных» должен быть дополнен: - Перечнем видов биометрических персональных данных с включением в него данных, рекомендуемых ИКАО и с указанием на возможность и порядок расширения этого перечня - Общими принципами получения с помощью технических средств биометрических персональных данных от их субъектов в виде биометрических образцов, поступающих на последующую обработку в информационные системы персональных данных - Указанием на необходимость использования при обработке биометрических персональных данных для целей идентификации личности биометрических шаблонов, исключающих возможность восстановления по ним первичных биометрических характеристик человека и повышающих уровень защищенности биометрических персональных данных

10 Недостатки Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Закон ориентирован лишь на государственную дактилоскопическую регистрацию сотрудников силовых структур и правоохранительных органов, работников профессий повышенного риска и отдельных категорий иностранных граждан преимущественно в целях профилактики и раскрытия преступлений и идентификации неопознанных трупов. Закон не урегулировал вопросы использования дактилоскопической информации в различных государственных и негосударственных системах обеспечения безопасности, включая ГС ПВДНП и АСПК. Закон не охватывает всех категорий российских и иностранных граждан, получающих ПВДНП.

11 Необходимые изменения и дополнения к Федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» - Необходимо расширение круга организаций, которые могут осуществлять дактилоскопию, включив в их число не только государственные, но и негосударственные организации, исключив из названия закона слово «государственной» - Обязательная дактилоскопия должна быть установлена не только для перечисленных сейчас в законе лиц, но и для всех тех, кто получает удостоверяющие документы нового поколения всех видов, включая ПВДНП

12 Необходимо принятие НОВОГО БАЗОВОГО ФЗ «О БИОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ: - Перечень видов биометрических характеристик человека, которые могут использоваться при биометрической регистрации, в том числе те, которые рекомендованные ИКАО - Перечень документов, государственных реестров, регистров, информационных систем и баз данных, в которые должны заноситься биометрические характеристики при биометрической регистрации того или иного вида - Указание на то, что с учетом особенностей получения и использования различных видов биометрических характеристик, должны приниматься отдельные федеральные законы по каждому из видов биометрической регистрации

13 В соответствии с предлагаемым ФЗО биометрической регистрации в Российской Федерации, необходимо, помимо него, принять еще четыре новых федеральных закона, аналогичных федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации»: - О регистрации в Российской Федерации по цифровому изображению лица человека - О регистрации в Российской Федерации по радужной оболочке и сетчатке глаза человека - О регистрации в Российской Федерации по форме и сосудистому руслу кисти руки человека - О регистрации в Российской Федерации по индивидуальным особенностям голоса человека

14 Изменения и дополнения к ФЗ О Федеральной службе безопасности, О Государственной границе Российской Федерации, О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (1) - Введение норм, предусматривающих возможность с помощью АСПК ускоренного пропуска пассажиров через государственную границу по документам, содержащим электронные носители информации с биометрическими персональными данными. - Предоставление пограничным органам права получать у всех лиц, пересекающих государственную границу, их биометрические персональные данные в электронном виде с целью использования этих данных для идентификации этих лиц.

15 Изменения и дополнения к ФЗ О Федеральной службе безопасности, О Государственной границе Российской Федерации, О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (2): введение норм, предусматривающих возможность отказа выезду из РФ и въезду в РФ российским и иностранным гражданам, если они при прохождении паспортного контроля при пересечении границы, в том числе с использованием АСПК, откажутся от прохождения процедур получения пограничными органами от этих лиц с помощью соответствующих технических средств их биометрических персональных данных в электронном виде.

16 Контактная информация: Алексеев Сергей Викторович, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, ведущий научный сотрудник НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор юридических наук, кандидат технических наук, академик РАЕН Тел. 8 (495) ,