Состояние и первоочередные задачи развития правовой базы применения биометрических технологий в паспортно-визовых и удостоверяю- щих документах нового поколения в России Алексеев Сергей Викторович, член Экспертного совета Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, вед. научный сотрудник НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э.Баумана, доктор юр.наук, канд. техн. наук
2 Области применения биометрических технологий в паспортно-визовых и удостоверяющих документах (1) Изготовление и оформление паспортно- визовых документов нового поколения с электронными носителями информации (ПВДНП) в составе Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с электронными носителями информации (ГС ПВДНП) Обеспечение безопасности государственной границы с помощью автоматизированных и автоматических систем паспортного контроля (АСПК) с использованием ПВДНП на пунктах пропуска через государственную границу
3 Области применения паспортно-визовых и удостоверяющих документов нового поколения с электронными носителями информации (2) Обеспечение безопасности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, включая их транспортные предприятия и транспортную инфраструктуру, с помощью следующих биометрических автоматизированных систем контроля и управления доступом (АСКУД) на охраняемые объекты: - АСКУД и удостоверяющие документы (биометрические пропуска) первого вида с предварительным определением биометрических характеристик и внесением их только в базы данных АСКУД под уникальным идентификационным кодом с записью этого кода на электронный носитель информации каждого пропуска - АСКУД и удостоверяющие документы (биометрические пропуска) второго вида с внесением биометрических характеристик непосредственно в электронный носитель информации каждого пропуска
4 Области применения паспортно-визовых и удостоверяющих документов нового поколения с электронными носителями информации (3) Использование начиная с 2013 г. универсальных электронных карт (УЭК), удостоверяющих личность гражданина РФ и позволяющих реализовать в электронном виде его право на получение широкого круга государственных и муниципальных услуг. В электронный носитель информации УЭК заносятся: - основные паспортные данные пользователя УЭК; - уникальные последовательности символов (коды) электронных приложений для авторизованного доступа пользователя УЭК к получению различных государственных и муниципальных услуг; - другие возможные сведения о гражданине, в качестве которых в перспективе могут быть использованы биометри- ческие персональные данные пользователя УЭК с целью исключения подделки УЭК и обеспечения безопасности при их использовании.
5 Условия ограничения права человека на неприкосновенность частной жизни, а следовательно - возможности получения и использования биометрических персональных данных без согласия человека согласно международным актам по правам человека и статье 55 Конституции РФ: - Ограничение прав человека возможно в целях: - защиты основ конституционного строя - защиты нравственности - защиты прав и законных интересов других лиц - обеспечения обороны страны - обеспечения безопасности государства - Ограничение прав человека в указанных целях возможно только ЗАКОНОМ (в Российской Федерации – только ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ)
6 Федеральные законы первой группы (более 15 законов по вопросам обеспечения безопасности и охраны разного рода объектов в РФ) Федеральные законы второй группы (по вопросам получения и использования биометрических персональных данных): - ФЗ «О персональных данных» - ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»
7 Недостатки законов первой группы - Отсутствие правовых норм, предусматривающих возможность получения и использования биометрических персональных данных для решения задач в целях обеспечения безопасности без согласия субъектов персональных данных - Несоответствие требованиям Федерального закона О персональных данных, согласно которому получение и использование биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных может осуществляться лишь в соответствии с действующим в РФ законодательством, в том числе всоответствии с законодательством: - о безопасности - о порядке выезда из РФ и въезда в РФ - о транспортной безопасности
8 Недостатки Федерального закона «О персональных данных» - Закон в основном регулирует вопросы обработки персональных данных, в том числе биометрических персональных данных в различных информационных системах и не затрагивает вопросы получения и фиксации самих биометрических персональных данных в виде биометрических образцов (результатов на выходе технических средств для снятия биометрических характеристик человека) и биометрических шаблонов (контрольных точек биометрических характеристик, необходимых для идентификации личности) - Закон не регулирует особенности использования всех тех биометрических персональных данных, которые рекомендованы ИКАО и применяются в паспортно-визовых и других удостоверяющих документах нового поколения
9 Федеральный закон «О персональных данных» должен быть дополнен: - Перечнем видов биометрических персональных данных с включением в него данных, рекомендуемых ИКАО и с указанием на возможность и порядок расширения этого перечня - Общими принципами получения с помощью технических средств биометрических персональных данных от их субъектов в виде биометрических образцов, поступающих на последующую обработку в информационные системы персональных данных - Указанием на необходимость использования при обработке биометрических персональных данных для целей идентификации личности биометрических шаблонов, исключающих возможность восстановления по ним первичных биометрических характеристик человека и повышающих уровень защищенности биометрических персональных данных
10 Недостатки Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Закон ориентирован лишь на государственную дактилоскопическую регистрацию сотрудников силовых структур и правоохранительных органов, работников профессий повышенного риска и отдельных категорий иностранных граждан преимущественно в целях профилактики и раскрытия преступлений и идентификации неопознанных трупов. Закон не урегулировал вопросы использования дактилоскопической информации в различных государственных и негосударственных системах обеспечения безопасности, включая ГС ПВДНП и АСПК. Закон не охватывает всех категорий российских и иностранных граждан, получающих ПВДНП.
11 Необходимые изменения и дополнения к Федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» - Необходимо расширение круга организаций, которые могут осуществлять дактилоскопию, включив в их число не только государственные, но и негосударственные организации, исключив из названия закона слово «государственной» - Обязательная дактилоскопия должна быть установлена не только для перечисленных сейчас в законе лиц, но и для всех тех, кто получает удостоверяющие документы нового поколения всех видов, включая ПВДНП
12 Необходимо принятие НОВОГО БАЗОВОГО ФЗ «О БИОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ: - Перечень видов биометрических характеристик человека, которые могут использоваться при биометрической регистрации, в том числе те, которые рекомендованные ИКАО - Перечень документов, государственных реестров, регистров, информационных систем и баз данных, в которые должны заноситься биометрические характеристики при биометрической регистрации того или иного вида - Указание на то, что с учетом особенностей получения и использования различных видов биометрических характеристик, должны приниматься отдельные федеральные законы по каждому из видов биометрической регистрации
13 В соответствии с предлагаемым ФЗО биометрической регистрации в Российской Федерации, необходимо, помимо него, принять еще четыре новых федеральных закона, аналогичных федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации»: - О регистрации в Российской Федерации по цифровому изображению лица человека - О регистрации в Российской Федерации по радужной оболочке и сетчатке глаза человека - О регистрации в Российской Федерации по форме и сосудистому руслу кисти руки человека - О регистрации в Российской Федерации по индивидуальным особенностям голоса человека
14 Изменения и дополнения к ФЗ О Федеральной службе безопасности, О Государственной границе Российской Федерации, О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (1) - Введение норм, предусматривающих возможность с помощью АСПК ускоренного пропуска пассажиров через государственную границу по документам, содержащим электронные носители информации с биометрическими персональными данными. - Предоставление пограничным органам права получать у всех лиц, пересекающих государственную границу, их биометрические персональные данные в электронном виде с целью использования этих данных для идентификации этих лиц.
15 Изменения и дополнения к ФЗ О Федеральной службе безопасности, О Государственной границе Российской Федерации, О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (2): введение норм, предусматривающих возможность отказа выезду из РФ и въезду в РФ российским и иностранным гражданам, если они при прохождении паспортного контроля при пересечении границы, в том числе с использованием АСПК, откажутся от прохождения процедур получения пограничными органами от этих лиц с помощью соответствующих технических средств их биометрических персональных данных в электронном виде.
16 Контактная информация: Алексеев Сергей Викторович, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, ведущий научный сотрудник НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор юридических наук, кандидат технических наук, академик РАЕН Тел. 8 (495) ,