Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников. Использование проблемных ситуаций на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Advertisements

Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Математика 4 класс Тема: «Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз, сформулированных в косвенной форме» Тема: «Решение задач на уменьшение.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Проблемное обучение Модель организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Проблемное обучение, как одна из технологий ФГОС Заместитель директора по УМР, учитель математики и информатики МБОУ СОШ 16 Майкопского района Григорян.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
«Открывайте знания вместе с детьми…» Технология проблемного обучения Выполнила: Касабуцкая Лариса Николаевна ГБОУ СОШ 548 Декабрь 2014.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Транксрипт:

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников. Учитель начальных классов СОШ 11 п. Новый Ургал Батеева Оксана Анатольевна

Понятие творческого мышления Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления :

Условия формирования творческого мышления Индивидуализация образования Исследовательское обучение Проблематизация

Показатели, характеризующие творческое мышление: Беглость – включает в себя два компонента: лёгкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую (способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи) Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе

Констатирующий э тап 1 уровень – самый высокий уровень мышления (17%) 2 уровень – высокий уровень мышления (17%) 3 уровень- -средний уровень мышления (44%) 4 уровень – низкий уровень мышления (22%)

« Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные ёго пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнаёт не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял …» Жан –Жак Руссо

Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1. Возникновение познавательной потребности локализуемой в определенном учебном материале; 2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.

В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют сформулированный С. Л. Рубинштейном тезис: " Мышление начинается с проблемной ситуации ".

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Что же такое проблемная ситуация?

Технология проблемного обучения

Тип проблемной ситуации Приёмы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение формулированию учебной проблемы 1. «С затруднением» Дать практическое задание, невыполнимое вообще - Вы смогли выполнить задание? - В чём затруднение? - Какой будет тема урока? 2. «С удивлением» Столкнуть противоречивые факты, теории, или мнения учеников -Что удивляет? -Какие видите факты? -Сколько есть мнений? -Сравните их. -Какой возникает вопрос? Сформулируйте проблему. -Какой будет тема урока?

Этапы творческой учебной деятельности

Проблемная ситуацияСодержание – противоречие между двумя фактами Признак- эмоциональная реакция удивление, затруднение Название звеньевСодержание этапаРезультат этапа 1. Постановка проблемы. -возникновение проблемной ситуации -осознание противоречия -формулирование проблемы Проблема –вопрос, охватывающий противоречие проблемной ситуации 2. Поиск решения.-выдвижение гипотез -проверка гипотез Решение-понимание нового знания 3. Выражения решения.Выражение нового знания научным языком в принятой форме. Продукт – формулировка правила, закона, свойства и т.д.

Схема проблемного обучения Новые ЗУНы Решение проблемы информация помощь Проблема (осознание неизвестного ) Новые ЗУНы Педагогическая проблемная ситуация

Формирующий этап 1 уровень – самый высокий уровень мышления ( 22%) 2 уровень – высокий уровень мышления (28%) 3 уровень – средний уровень мышления (50%) 4 уровень – низкий уровень мышления (0%)

Сравнительная диаграмма

Вывод При использовании проблемных ситуаций и системы заданий с разной степенью проблемности на уроках математики повышается уровень творческого мышления младших школьников.

Пусть ж ивая, и щущая м ысль ребёнка, р ассуждение, д оказательство, сопоставление о свещают в се стороны и зучаемых я влений и п омогают н е т олько у своению понятий, но и о владению н авыками. Л. В. Занков