Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории (Концепция профильного обучения) (Концепция профильного обучения)
Самоопределение: -жизненное -социально-экономическое -профессиональное -валеологическое -когнитивное -технологическое Цели профильного обучения Принципы Критерии эффективности профильного обучения Научно – методическое обеспечение профильного обучения в гимназии 4 Предпрофильная подготовка Содержание профильного обучения Готовность учителя Мотивация ученика
Н Г Г П П НН Г П рис. 1 рис. 2 рис. 3
Н Г П рис.4
Цель обучения математике -достижение оптимальных результатов в общем развитии ученика. Цель обучения математике -достижение оптимальных результатов в общем развитии ученика. Задачи: формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету; выявление и развитие их математических способностей; ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой; подготовку к обучению в Вузе.
Уровень математического образования учащихся определяется такими компонентами понимание эволюции возникновения и диалектики развития математических понятий как опосредованных образов реальных объектов; понимание эволюции возникновения и диалектики развития математических понятий как опосредованных образов реальных объектов; осознанное употребление и использование математических понятий и знание различных вариантов их формулировок, операций над ними: умение раскрывать их формальное содержание прикладными примерами; осознанное употребление и использование математических понятий и знание различных вариантов их формулировок, операций над ними: умение раскрывать их формальное содержание прикладными примерами; умение пользоваться геометрическим, алгебраическим, координатным, векторным, теоретико-множественным и логическим способами рассуждений, опираясь на принцип рациональности того или другого. умение пользоваться геометрическим, алгебраическим, координатным, векторным, теоретико-множественным и логическим способами рассуждений, опираясь на принцип рациональности того или другого.
Структура технологии Дидактическая задача Дидактическая задача Цель: общее развитие Ученик Содержание на достаточно высоком уровне трудности Технология обучения: Дидактические принципы развивающего обучения Методы обучения и воспитания Учитель-организатор собственной познавательной деятельности учащихся Организация учебно-воспитательного процесса Система развивающих занятий Цикл обучения УДЕ Увеличение удельного веса самостоятельных работ Деформированные задания Отказ от традиционного опроса у доски Приоритет теории Приоритет задачи Диагностика обученности
Принципы развивающего обучения (Л.В.Занков) обучение на достаточно высоком уровне трудности; обучение на достаточно высоком уровне трудности; быстрый темп обучения; быстрый темп обучения; приоритет теории; приоритет теории; дифференцированный подход к учащимся; дифференцированный подход к учащимся; принцип осознанности процесса обучения. принцип осознанности процесса обучения.
Метод укрупнения дидактической единицы усвоения знаний (П.М. Эрдниев) 1) Расщепление тривиальной формы упражнения на множество взаимосвязанных с целью восполнения недостатка информации для исходных, простых, базисных операций; Например, вместо одной формы х² - у² одновременно предлагаются такие: Например, вместо одной формы х² - у² одновременно предлагаются такие: ? - 9х³ = (10 + ?)*(10 - ?) 81 - ? =(?+5k²)*(? - ?) (?-?):(10-?)=(?+3р); 2) Объединение множества родственных упражнений с целью преодоления избыточности информации для выводных, составных операций. Например, вместо отдельных уравнений и неравенств f(х)=0, f(х)>0, f(х) = 0, f(х) =< 0.
Структура цикла 1. Теория. 2. Опорные задачи. 3. Самостоятельные работы различного вида. 4. Результаты обучения по данному циклу.
Теория 1. Формирование дивергентного мышления, ориентирующего учащегося на множество одинаково правильных и равноправных ответов. С этой целью учитель дает одному и тому же объекту 2-3 определения, показывая их эквивалентность. 2. Построение контрпримеров. 3. Изучение во взаимосвязи свойств и признаков, прямых и обратных теорем, необходимых и достаточных условий. 4. Обобщение. 5. Анализ частных случаев, предельных и вырожденных случаев. 6. Построение алгоритмов, постановка новых проблем
Опорные задачи формулировка и анализ опорных (ключевых) задач; формулировка и анализ опорных (ключевых) задач; составление аналогичных задач; составление аналогичных задач; решение нестандартных задач; выделение основных примеров и методов; решение нестандартных задач; выделение основных примеров и методов; вооружение приемами и методами; вооружение приемами и методами; конструирование задач на данный прием и данный метод. конструирование задач на данный прием и данный метод.
Самостоятельные работы Работа с книгой. Работа с книгой. Упражнения. Упражнения. Выполнение практических и лабораторных работ. Выполнение практических и лабораторных работ. Проверочные самостоятельные и контрольные работы. Проверочные самостоятельные и контрольные работы. Математические диктанты. Математические диктанты. Подготовка докладов, рефератов. Подготовка докладов, рефератов. Домашние творческие работы. Домашние творческие работы. Моделирование и конструирование. Моделирование и конструирование.
Диагностика обученности 1. Проверочные работы по одному циклу. 2. Контрольные работы (по одному или нескольким циклам). 3. Зачеты. 4. Экзамены.
Отличие практикумов от обычных самостоятельных работ: 1. Практикумы охватывают, как правило, материал всего цикла или всей темы. 2. Содержание практикума составляют задания разной сложности, от заданий обязательного минимума до заданий повышенной трудности. 3. Разрешается консультация с учителем. 4. В зависимости от целей практикумы могут быть оценочными и безоценочными. 5. Если практикум безоценочный, разрешается дорабатывать материал после урока. 6. Практикум дает возможность учащимся не только проверить и обобщить, но и пополнить знания. 7. На практикум отводится, как правило, два урока.
Типы практикумов I тип. «По вертикали и горизонтали» II тип. «По баллам» III тип. «Стандартный блок» и «нестандартный блок» IV тип. «По блокам разного уровня »