Концепция развития универсальных учебных действий группой авторов : А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова
Л.С.Выготский принцип культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социо-культурного опыта сфокусировало внимание на обучении А.Н. Леонтьев положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно-смысловой сферы П.Я. Гальперин роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий (от полноты системы условий, на которые опирается учащийся в процессе решения задач и способа выделенияориентировочной основы) Д.Б. Эльконин гипотеза о спиралевидности развития; единство и взаимообусловленность развития мотивационно-смысловой и операционно-технической сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности, прежде всего ведущей.
развивающее обучение ( Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов ) планомерно - поэтапное формирование умственных действий и понятий ( П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина ) педагогика развития ( Л. В. Занков ) психопедагогика « живого знания » ( В. П. Зинченко ) Культурно - историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования ( А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. В. Клочко, Е. А. Ямбург ) личностно ориентированное образование ( В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.) школа диалога культур ( В. С. Библер ) и др.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться
умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности : 1) познавательные и учебные мотивы ; 2) учебную цель ; 3) учебную задачу ; 4) учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка )
1) личностный 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции) 3) познавательный4) коммуникативный