Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню: Дай сделать – и я пойму. Китайская притча
Технология дифференцированного обучения Модуль «Современные педагогические технологии»
Структура педагогической технологии 1. концептуальная основа 2. содержательный компонент обучения 3. процессуальная часть – технологический процесс
Критерии технологичности концептуальность системность управляемость эффективность воспроизводимость
История вопроса до середины XIX века - индивидуальное обучение в конце XIX века - массовые школы капиталистических стран в 20-е годы ХХ века - В. Штерн и Э. Клапаред, различные виды дифференцированного обучения (по способностям, по интеллекту, по неспособностям) Россия: 1918 год, опытно-показательные учреждения Наркомпроса, группы учащихся по степени одаренности гг. - особая актуальность: дифференциация предметная гг. – разработка метода дифференцированного обучения: Л.В. Занков, В.В. Фирсов, Н.А. Менчинская, Т.К. Донская, И. Унт, Ю.И. Дик, Ю.К. Бабанский и другие
Цели дифференцированного обучения психолого-педагогическая: индивидуализация обучения социальная : целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала дидактическая: решение проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе
Понятие дифференциации Дифференциация Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений. Дифференциация Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Дифференцированное обучение организация личностно- ориентированного процесса обучения: относительно однородные группы, отдельное обучение ( постоянно, временно) внутренняя (внутриклассная) внешняя (классы, школы)
Виды внутриклассной дифференциации Внутренняя дифференциация - применение форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований
Технология дифференцированного обучения - процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.
Этапы организации дифференцированного обучения критерия группы 1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы. диагностики 2. Проведение диагностики по выработанному критерию. Распределение детей 3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики. способов разноуровневых заданий 4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся. Реализация 5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока. Диагностический контроль 6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Критерии обученность – обученность – достигнутый уровень усвоения знаний, качество знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения обучаемость обучаемость – восприимчивость к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития
Характерные особенности групп и задачи по работе с ними 1 вариант: устойчивая высокая успеваемость, достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума (абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности), низкая утомляемость от активного, напряженного умственного труда, высокий уровень самостоятельности. Задача - воспитание трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы 2 вариант: средние учебные возможности. Задача - развитие их способностей, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, создание условий для продвижения в развитии и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту 3 вариант: пониженная успеваемость Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно
Учащиеся 3-его варианта 2 типа слабоуспевающих учеников (З.И. Калмыкова) 1 тип педагогически запущенные школьники 2 тип учащиеся с пониженной обучаемостью учащиеся с пониженной обучаемостью: педагогическая запущенность + неблагоприятные качества ума
Направления дифференциации обучения по образовательным целям по уровням выполнения заданий по времени обучения, времени выполнения заданий по содержанию обучения по последовательности учебного материала по структуре учебного материала по подходам к обучению по видам учебной деятельности по способам применения заданий по оценке деятельности
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества по уровню трудности по объему учебного материала по степени самостоятельности по характеру помощи учащимся
Постановка задачи 123 повторение Объяснение нового материала 321 Диагностика работы по вариантам 123 Диагностика усвоения материала 123 закрепление д/з
«+» дифференциации исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности повышается уровень мотивации
«-» дифференциации трудоемкость, сложность подготовки урока трудоемкость, напряженность организации урока опасность наклеивания «ярлыков» необходимость длительной и тщательной психологической подготовки учащихся и их родителей
Домашнее задание конспект фрагмента урока с дифференциацией заданий конспект урока с использованием технологии дифференцированного обучения
Дорогуосилит идущий. До новых встреч!