Формирование универсальных учебных действий (УУД) Учитель Рябикова А.А. МОУ «СОШ 26» г. Воскресенск 25 апреля 2012 г
Занков Л.В. о развитии ребенка «Ум, сердце и руки вот что нужно развивать в детях как единое целое!» говорил Занков Л.В. Развитие по Занкову это целостное развитие всех основных природных задатков и личности ребенка это и есть общее развитие ребенка.
Наша задача От стихийности к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Цели УУД Создавать условия для развития личности и самореализации. Создавать условия для развития личности и самореализации. Прививать навыки самостоятельного обучения. Прививать навыки самостоятельного обучения. Научить самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые. средства и способы их достижения Научить самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые. средства и способы их достижения Научить самоконтролю в учебе и работе на результат. Научить самоконтролю в учебе и работе на результат.
Виды УУД Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Познавательные Познавательные Коммуникативные Коммуникативные
Личностные УУД Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. Нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД (обеспечивает учащимся организацию их учебной деятельности) Целеполагание постановка учебной задачи. Целеполагание постановка учебной задачи. Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Прогнозирование предвосхищение результата. Прогнозирование предвосхищение результата. Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коррекция внесение дополнений и корректив в план и способ. Коррекция внесение дополнений и корректив в план и способ. Оценка выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Оценка выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Саморегуляция способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий. Саморегуляция способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.
Познавательные УУД Общеучебные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска в т.ч. помощь компьютера, структурирование знаний, выбор эффективного способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы. Моделирование. Общеучебные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска в т.ч. помощь компьютера, структурирование знаний, выбор эффективного способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы. Моделирование. Логические анализ, синтез, классификация, выведение следствий. Рассуждения, доказательства, установление причинно- следственных связей, выдвижение гипотез. Логические анализ, синтез, классификация, выведение следствий. Рассуждения, доказательства, установление причинно- следственных связей, выдвижение гипотез. Постановка и решение проблемы формирование, самостоятельное создание способов решения проблемы. Постановка и решение проблемы формирование, самостоятельное создание способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы). Постановка вопросов (поиск и сбор информации). Постановка вопросов (поиск и сбор информации). Разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск способов разрешения конфликтов). Разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск способов разрешения конфликтов). Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Что дают УУД Способность к саморазвитию и самосовершенство- ванию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Функции УУД Создание условий для саморазвития и саморе- гуляции личности: Готовность к непрерыв- ному образованию на основе умения учиться. Готовность к непрерыв- ному образованию на основе умения учиться. Формирование граждан- ской идентичности и толерантности. Формирование граждан- ской идентичности и толерантности. Развитие высокой социальной и профес- сиональной мобильности. Развитие высокой социальной и профес- сиональной мобильности.
Функции УУД Регуляция учебной деятельности Принятие и установка учебных целей и задач. Принятие и установка учебных целей и задач. Поиск и эффективное применение. необходимых средств и способ реализации учебных целей и задач. Поиск и эффективное применение. необходимых средств и способ реализации учебных целей и задач. Контроль, оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности. Контроль, оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности.
Организация учебного процесса Учитель Ученик С о д е р ж а н и е С о д е р ж а н и е 1 234
Этапы учебного процесса 1 этап 1 этапУчебнаязадачаПроблема 2 этап 2 этапУчебныедействия Открытие нового новогоСистемавоспроизведения 3 этап 3 этапДействиясамоконтроля и самокоррекции Ситуация успеха успеха
Тема урока «Почва. Состав почвы»
ВЫВОД УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Спасибо за внимание!