Современные дидактические теории и технологии обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Advertisements

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Понятие «технология». Признаки и виды технологий Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.
L/O/G/O РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Базовые образовательные технологии в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Муниципальное.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Педагогический совет МОУ Б-Баландинская ООШ 1. В основе ФГОС – системно-деятельностный подход 2.
Транксрипт:

Современные дидактические теории и технологии обучения

О понятиях «Теория» и «Технология» обучения Педагогическая теория – это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях… Педагогическая теория – это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях… Дидактическая теория – это система научных знаний о процессах и явлениях обучения Дидактическая теория – это система научных знаний о процессах и явлениях обучения Педагогическая технология обучения – Педагогическая технология обучения – система проектирования и практического применения педагогических закономерностей, целей, форм, принципов, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих высокий уровень их эффективности система проектирования и практического применения педагогических закономерностей, целей, форм, принципов, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих высокий уровень их эффективности

Критерии технологии обучения Целенаправленность; Целенаправленность; Концептуальность; Концептуальность; Системность; Системность; Диагностичность; Диагностичность; Гарантированность качества обучения; Гарантированность качества обучения; Новизна. Новизна.

Технологии обучения Развивающее обучение Развивающее обучение Проблемное и эвристическое обучение Проблемное и эвристическое обучение Модульное обучение Модульное обучение Компьютеризация Компьютеризация Дифференцированное обучение Дифференцированное обучение Личностно-ориентированное обучение Личностно-ориентированное обучение Обучение творческому саморазвитию Обучение творческому саморазвитию

Развивающее обучение У истоков стояли Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. У истоков стояли Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Основная идея Выготского – педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Основная идея Выготского – педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Основной принцип Занкова – обучение на высоком уровне трудности; в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом. Основной принцип Занкова – обучение на высоком уровне трудности; в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом. Основной принцип Эльконина – обучение игровой и учебной деятельности с учетом возрастных особенностей и психического развития школьников. Основной принцип Эльконина – обучение игровой и учебной деятельности с учетом возрастных особенностей и психического развития школьников.

Задачи развивающего обучения - в начальном обучении ведущая роль отводится теоретическим знаниям; - школьники должны осознавать процесс учения; - развитие наблюдения учащихся, их мыслительной деятельности; - формирование практических умений и навыков учащихся.

Рефлексия Рефлексия – это осознание и осмысление учащимися собственных действий, приемов, способов учебной деятельности. Давыдов выделяет 2 уровня рефлексии: Рефлексия – это осознание и осмысление учащимися собственных действий, приемов, способов учебной деятельности. Давыдов выделяет 2 уровня рефлексии: 1. Формальная (отражается зависимость действия от условий его выполнения) 2. Содержательная (направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе)

Проблемное и эвристическое обучение В основе этого обучения лежит исследовательский метод (методы «искания» и «открытия»). В основе этого обучения лежит исследовательский метод (методы «искания» и «открытия»). Я.А.Каменский писал: «Надо учить, исследовать и познавать предметы, а не помнить только чужие наблюдения и объяснения». Я.А.Каменский писал: «Надо учить, исследовать и познавать предметы, а не помнить только чужие наблюдения и объяснения».

Исследовательский метод Суть метода – умозаключение от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте. Суть метода – умозаключение от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте.

Эвристическая беседа Выясняется установка темы как некоторой проблемы, требующей решения Выясняется установка темы как некоторой проблемы, требующей решения Делаются наблюдения Делаются наблюдения В результате наблюдений у учащихся должен возникнуть вопрос (проблема), который ребята сами поставят. В результате наблюдений у учащихся должен возникнуть вопрос (проблема), который ребята сами поставят. Роль преподавателя – путем искусно поставленных вопросов и наблюдений пробудить творческую мысль учащихся, которая выразится в постановке проблемы- темы. Роль преподавателя – путем искусно поставленных вопросов и наблюдений пробудить творческую мысль учащихся, которая выразится в постановке проблемы- темы.

Систематика эвристических вопросов Типы эвристических вопросов Дидактические цели Какова главная идея? В чем суть? Кто, где, когда, что? Дайте определение… Углубление, расширение знаний Опишите…Объясните… Приведите примеры… Развитие умений Как решить другим способом? Согласны ли вы с этим? Ваши контраргументы? Развитие творческих способностей, критического мышления

3 вида проблемного обучения Проблемное изложение знаний учителем, когда он ставит проблему и показывает ее решение Проблемное изложение знаний учителем, когда он ставит проблему и показывает ее решение Учитель привлекает учащихся к поиску пути решения проблемы Учитель привлекает учащихся к поиску пути решения проблемы Учащиеся сами намечают план поиска, делают выводы и обобщения Учащиеся сами намечают план поиска, делают выводы и обобщения

Создание проблемной ситуации Приемы создания проблемных ситуаций Приемы создания проблемных ситуаций 1. Создание ситуации выбора, принятие решения 2. Сравнение, сопоставление фактов, явлений 3. Экскурсы в историю открытий, изобретений 4. Показ приемов, фактов, иллюстрирующих рассогласования между теорией и жизненным опытом учащихся 5. Принципиально новый взгляд на привычное явление 6. Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления 7. Постановка перед учащимися вопросов, требующих: - эксперимента, выдвижения гипотезы - эксперимента, выдвижения гипотезы - поиска новых взаимосвязей между явлениями - поиска новых взаимосвязей между явлениями - объяснения одних и тех же фактов, явлений с позиций разных наук - объяснения одних и тех же фактов, явлений с позиций разных наук

Нерешенные проблемы проблемного обучения Проблемное обучение требует от учителя высокого педагогического мастерства и высокого уровня методической подготовки Проблемное обучение требует от учителя высокого педагогического мастерства и высокого уровня методической подготовки Много времени при подготовке к уроку уходит на «придумывание» проблемных ситуаций Много времени при подготовке к уроку уходит на «придумывание» проблемных ситуаций Необходимо создать банк проблемных ситуаций по различным учебным предметам Необходимо создать банк проблемных ситуаций по различным учебным предметам Слабо разработаны приемы дифференциации и индивидуализации в условиях проблемного обучения Слабо разработаны приемы дифференциации и индивидуализации в условиях проблемного обучения

Модульное обучение «Модуль» (латинское modulus) – функциональный узел. «Модуль» (латинское modulus) – функциональный узел. Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля успешности выполнения учебной деятельности. Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля успешности выполнения учебной деятельности.

Отличия модульного обучения от других видов обучения 1.Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных, комплексных модулях 2.Суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения приоритетных субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе 3.Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его

Достоинства модульного обучения Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками Задается индивидуальный темп учебной деятельности Задается индивидуальный темп учебной деятельности Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя

Компьютеризация обучения Компьютерная технология первого поколения сохраняет в своей основе традиционные формы и методы обучения. Для улучшения способа предъявления готовых знаний и усиления контроля за усвоением используется компьютер Компьютерная технология первого поколения сохраняет в своей основе традиционные формы и методы обучения. Для улучшения способа предъявления готовых знаний и усиления контроля за усвоением используется компьютер Компьютерная технология второго поколения поддерживается современными компьютерными программами и образовательными средами Компьютерная технология второго поколения поддерживается современными компьютерными программами и образовательными средами Компьютерные технологии третьего поколения – это единый образовательный процесс. Компьютер в третьей модели – уже не вспомогательное средство обучения, а один из важнейших элементов Компьютерные технологии третьего поколения – это единый образовательный процесс. Компьютер в третьей модели – уже не вспомогательное средство обучения, а один из важнейших элементов

Спасибо за внимание!