1 ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ на уроках истории Е.Л.Мельникова «Проблемный диалог, или как открывать знания вместе с детьми» Сборники «Школы 2100» (адаптация к истории)
2 Проблемные ситуации введения в тему «Проблемно- диалогическая технология»
3 Как научить школьников самим решать проблемы? Мы – взрослые в жизни сталкиваемся с аналогичными проблемами (где требуется новый объем знаний, новые умения) Удается решать эти проблемы? Кто-то решает их за нас или мы сами? А наши ученики умеют САМИ решать проблемы (как ЕГЭ)? В чем трудность ЕГЭ по истории для учеников: Объем фактов +Умения анализа («а мы это не проходили!» Хороший результат по ЕГЭ - для учеников – это проблема?
4 Как развивать на уроках истории умения самостоятельно решать проблемы, открывать новые знания? Традиционный урок истории – это передача знаний, открытых профессиональными историками. Зачастую попытки поставить перед учениками кл. исследовательскую проблему натыкаются на заявления: «А вы нам это не объясняли, мы это не проходили!» Новый стандарт требует развивать у ученика умение самостоятельно решать проблемы, открывать новые знания (организационные умения - метапредметные результаты)
5 Что такое проблемный диалог, как образ.технология? - У нас и так проблем хватает! - Мы и так используем нов.техн. = я уроки провожу с эл.презентациями! - История – каждый урок проблемный! Ничего менять не нужно! Вам предлагается использовать на уроках истории новую технологию – проблемный диалог
6 КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУПНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ? Из вступительной статьи к каждому учебнику истории Образовательной системы «Школа 2100» «Чтобы достичь целей образования «Школа 2100» предлагает использовать проблемный диалог (образовательную технологию): … учебная проблема, … гипотезы, … поиск решения». Учителям истории предлагается новый порядок действий! Мнение одного рецензента РАН: «В базовой школе предложенная авторам технология не пройдет!» Из разговоров со многими учителями истории, впервые пришедшими на курсы по «Школе 2100»: «Проблемный диалог… А что это такое? «У нас и так проблем хватает!» Умеет ли большинство педагогов осуществлять предлагаемый им новый порядок действий на уроке?
7 Актуализация и план к проблеме: Что такое проблемный диалог, как образ.технология? Надо узнать: 1.Какой результат дает эта технология 2.Какие она включает средства и в каком порядке. +Какие это вызывает проблемы и сложности для учителя: - Уровень учеников - Время исполнения - Без помощи учителя в 5-м классе найти не могут - Как оценить и как поставить отметку 3.Как подготовить п-д. урок истории. Знаем: Образовательня технология – это… Алгоритм, последовательно сть приемов и средств, позволяющих достичь конкретного результата.
8 Традиционный взгляд на урок истории (к/ф) 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1. Постановка проблемы: - «С одной стороны…, но с другой стороны …»; - «Что вас удивляет? …» - «Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Мельникова
9 Немного теории: Вариативность этапов проблемного диалога на уроках истории, их отображение на доске : 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы
10 Последовательность действий при подготовке проблемно-диалогического урока истории в системе «Школа 2100» (составляется по модели ПДУ истории, далее вариант авторов) 1.Отобрать минимум содержания данного урока 2.Поставить цели урока по линиям развития личности средствами истории 3.Спроектировать постановку проблемы (и выдвижение версий) 4.Спланировать актуализацию имеющихся знаний (и планирование поиска решения) 5.Спланировать шаги поиска решения проблемы 6.Спланировать выражение решения проблемы (возможно, применение нового знания) 7.Запланировать домашнее задание
11 Подготовка проблемно- диалогического урока истории Как отобрать минимум содержания? : 1) Берем перечень информационных единиц минимума: -либо гос.стандарт (+ здравый смысл) -либо текст программы -либо учебник: хронологическая таблица в начале каждой главы (выделенные жирным шрифтом даты, имена, понятия) 3) Читаем параграф урока и отмечаем абзацы, в которых упоминаются выделенные нами инф.единицы. 2) Выделяем в перечне инф.единиц те факты и понятия, которые вводятся в теме нового урока 4) Планируем работу на уроке, прежде всего, с выделенными абзацами, так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый. 5) Добавляем «макси» для своего класса
12 ПРИМЕР: Как отобрать минимум содержания урока? Тема: Князь Владимир и крещение Руси Из гос.стандарта: Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Из хронологической таблицы учебника (с.46): Выделенные факты и понятия нужно запомнить 980 – после усобицы сыновьями Святослава власть в Киеве захватывает Владимир Святославович 988 – Крещение князя Владимира, начало крещения жителей Руси, становления православной церкви. Долго сохраняется двоеверие. План параграфа учебника: 1.Владимир «Красно Солнышко» Абзацы: Усобица. Личность Владимира. Былины о Владимире. Централизация власти. Оборона на юге. 2.Свержение идолов Абзацы: Языческая реформа. Причины выбора православия. Поход 988 года. Крещение князя и подданных. Перемены в образе жизни. 3.»Воздвигли церковь…» Абзацы: Организация РПЦ. Двоеверие. Старцы Печерского монастыря.
13 Подготовка проблемно- диалогического урока истории Как поставить развивающие цели? 1) Исходя из содержания темы, своего опыта, или заданий к тексту выбрать линии развития, по которым строить урок: 1-2. Картина мира 3.Историческое мышление 4.Нравственное самоопределение 5.Гражданско-патриотическое самоопределение 2) По выбранным линиям: подставить в формулировку умения ключевое знание по теме (понятие, имя, событие и т.п.) 3) Для каждой сформулированной цели (линии развития) подобрать продуктивное задание, которое будет использовано на уроке
14 ПРИМЕР: Как поставить развивающие цели урока? Тема: Князь Владимир и крещение Руси Линии развития: 1-2. Картина мира Умение: Выделять главное и обобщать… 3. Историческое мышление Умение: Определять причины и следствия 4.Нравственное самоопределение Умение: Оценивать свои и чужие поступки, опираясь на систему нравственных ценностей Цели урока - научить: 1-2. Картина мира = Выделять главное в деятельности князя Владимира I 3. Историческое мышление = Определять причины и следствия Крещения Руси 4.Нравственное самоопределение = Оценивая сохраненные в истории поступки князя Владимира, определять в каких случаях он утверждал нравственные ценности, а в каких – действовал вопреки им.
15 Немного теории к постановке проблемы: проблемная ситуация понятия Типы нового знания, которые дети могут открыть сами Приемы создания проблемной ситуации закономерностиправила, алгоритмы Предъявить ученикам два противоречащих друг другу факта, мнения, две теории – вызвать удивление (Приемы 1-3 по Мельниковой) Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.) (Приемы 4-6 по Мельниковой) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика
16 Немного теории ПДТ: виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - В меньшей степени развивает творчество и инициативу Включение в диалог «молчащих» детей: - Петя, поясни, что ты понял из того, что сказал Вася? …0 -Таня, можешь объяснить Пете, что сейчас сказал Вася? …! -Вася, мы правильно тебя поняли? …
17 Подготовка проблемно-диалогического урока истории Как спланировать постановку учебной проблемы? 1) Определиться: 2) Внимательно прочитать источники и вопросы в конце параграфа и четко выделить в них два факта (мнения), которые противоречат друг другу а) Использовать готовую проблему из учебника (См. Методичку) б) Придумать свою проблему 3) Определить для себя порядок, в котором по ходу диалога дети будут читать источники и отвечать на вопросы к ним, чтобы обнаружить противоречие и сформулировать проблему 2) Придумать к какой проблеме подвести детей 3) Подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми ведет к формулированию желаемой проблемы 3) Придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы
18 ПРИМЕР: Как спланировать постановку учеб.проблемы? Тема: Князь Владимир и крещение Руси Из летописи «И послал Владимир к Рогволоду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку, убил Рогволода и сыновей его, и дочь его взял в жены. Русские былины о Владимире «Владимир Красно солнышко» Православная церковь о Владимире «Владимир Святой» Побуждающий диалог: Сравни фрагмент летописи и оценку Владимира в былинах и Русской православной церковью - в чем противоречие? ПРОБЛЕМА: Почему Владимир оставил по себе добрую память? Подводящий диалог: Как можно оценить личные качества, поступки Владимира по этому тексту ? Какую память оставил по себе Владимир? «ВЛАДИМИР – ПЛОХОЙ (ПОСТУПАЛ ПЛОХО)» «ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ ХОРОШУЮ» Какой возникает вопрос?
19 Подготовка проблемно-диалогического урока истории Как спланировать выдвижение версий? 1) Определиться: выдвигать версии к данной проблеме : 2) Запланировать вопрос классу: Кратко сформулируйте предположения (версии) по решению проблемы? Условие – формулировать в одно предложение, сворачиваемое в одно - два ключевых слова. а) Целесообразно - проблема открытая (например, Почему…?; Как…? и т.п.) б) Нецелесообразно – проблема альтернативная (например, Создали цивилизацию или нет? Не забывать возвращаться к записанным на доске версиям по ходу урока, когда они будут подтверждаться или опровергаться. В случае подтверждения подчеркивать имя автора версии.
20 Подготовка проблемно-диалогического урока истории Как спланировать этап актуализации (+план)? а) устный фронтальный диалог: Что мы уже знаем, что пригодится для решения проблемы? (+подводящий диалог, но без возможности выставить отметки) 1) Подобрать вопросы и задания, которые пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает) 2) Определиться в какой форме провести актуализацию б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка (см. Рабочую тетрадь) 3) Вывести план урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? (+подводящий диалог)
21 ПРИМЕР Как спланировать актуализацию? Что мы уже знаем? -Выводим в диалоге на нужные вопросы + (?) Даем продуктивное задание: Укажи какие наиболее яркие поступки Рюрика, Олега, Ольги, Святослава ты можешь оценить как положительные или отрицательные (свое мнение объясни) Вопросы перед параграфом: - Вспомни признаки цивилизации. - Объясни значение слов: государство, христианство, церковь. - Каковы были верования восточных славян и их соседей? (3) - Когда и как было создано Древнерусского государство? (4) Что надо узнать? Выводим в диалоге/даем в готовом виде: Например: 1.Государственные дела 2.Отношение к религии ПРОБЛЕМА: Почему Владимир оставил по себе добрую память?
22 Подготовка проблемно-диалогического урока истории Как спланировать поиск решения проблемы? 4) Придумать в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?» после каждого задания (таблица, блок-схема и т.п.) 2) Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме Учитывая минимум и цели урока! (см. Раб.тетрадь) 1) Решить какие ответы по проблеме могут сформулировать дети, изучая содержание темы (см. Методичку) 3) Определиться в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершению и т.п. (!!! Помним о времени!)
23 ПРИМЕР Как спланировать поиск решения проблемы? 4) Список причин ИЛИ две чаши весов : «добрые дела» «злые дела» 2) Задания: 1.Оцени значение правления Владимира для жителей Руси; 2.Определи причины и последствия Крещения Руси. 1) Предполагаемые ответы учеников по проблеме: 1. Государственные дела: Защитил Русь от набегов степняков 2. Отношение к религии: Заменил язычество православным христианством (распространение культуры, смягчение нравов) 3) 1.Самост.работа с текстом + общая проверка. Вывод по проблеме. 2. – Диалог с классом по причинам Крещения (используя иллюстр.). - Самост.работа с текстом по последствиям Крещения. Вывод по проблеме ПРОБЛЕМА: Почему Владимир оставил по себе добрую память?
24 Подготовка проблемно-диалогического урока истории Как спланировать итог урока (выражение решения проблемы, применение)? 2) Определить в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п. 1) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?» 3) При наличии времени - подобрать или придумать задание на выражение решения, его применение в новой ситуации. (См. Рабочую тетрадь)