Интеграция в концепции современной школы Работа выполнена Томских Н.М., учителем русского языка и литературы сш 7 Г.Аксу
Интеграция взаимодействие взаимовидение взаимодействие взаимопроникновение Процесс сближения и связи наук Высокая форма воплощения межпредметной связи на качественно новой ступени обучения
Корни процесса интеграции лежат в далёком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей Исторический аспект процесса интеграции
Ян Амос Коменский: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»
И.Г.Песталоцци: «Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе»
К.Д.Ушинский считал, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь»
Движущие силы процесса интеграции в современной школе: противоречия между преобладанием в современном мире тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции и функционированием учебных предметов как автономных образовательных систем; острое противоречие между естественным, целостным восприятием ребёнком окружающего мира и искусственным его делением на предметы в школьном образовании; Противоречие между социальным заказом общества на высоко образованную, интеллектуально развитую личность с целостным представлением картины мира и фрагментарностью мировоззрения выпускника школы.
Основные эффекты интеграции: работа над интеграцией позволила обратить более пристальное внимание на: задачи синтеза в образовании; формирование целостной картины мира у учащихся; установление более качественных связей в системе «теория – практика»; формирование надпредметных связей знаний и умений у учащихся; развитие познавательной активности детей, их творческого потенциала.; изменение мышления учителей, расширение его научного диапазона.
Результаты интеграции рождение новых предметов (курсов); рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или смежных предметов; рождение разовых интегрированных уроков; рождение циклов уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов.
Интегрированный урок в 5 классе русский язык + естествознание + технология Тема:«Снежинка» Цели: Естествознание: создать условия для усвоения понятий «круговорот воды в природе», «снег», «форма снежинок», «классификация снежинок»; формирования умений объяснять причины выпадения снега как природного явления. Русский язык: обеспечить усвоение учащимися роли прилагательных в речи на примере лингвистического эксперимента, особенностей описания как типа речи; формирование умений объяснять роль прилагательных в речи, употреблять прилагательные в тексте типа описание. Технология: создать условия для усвоения учащимися технологии изготовления объёмных снежинок из бумаги; формирования умений изготавливать объёмные снежинки. Межпредметная интеграция
Круговорот воды в природе
Снежинки под микроскопом
снежинка хрупкая нежная ветвистая кружевная пушистая холодная шестиугольная беспечная
Берём лист формата А4. Складываем пополам и разрезаем на две части. Берём одну половинку и складываем, как показано на рисунке. Изготовление объёмной снежинки из бумаги
Лишний прямоугольник бумаги отрезаем. Складываем ещё раз пополам.
Делаем три параллельных краю надреза.
Разворачиваем, и вот первый этап готов. Начинаем сворачивать снежинку. Нужен скотч.
Сворачиваем внутри квадратик и закрепляем. Поворачиваем лист и закрепляем так же следующий.
У нас готова одна грань снежинки. Таких нужно шесть штук. Вот все шесть деталей.
Теперь нужно скрепить между собой снежинки за боковые грани. Вот снежинка и готова.
Контроль знаний и умений. Технология.
Контроль знаний и умений. Естествознание. Сколько снежинок находится в одном кубическом метре снега? (350 миллионов) Какую форму имеют снежинки? (строгую шестиугольную форму) Кто создал первую классификацию снежинок? (японский учёный Накая Укитиро) Где находится единственный в мире музей снежинок?( на острове Хоккайдо) Что является основой для формирования снежинки? (её крошечное ядро – ледяные или инородные пылинки в тучах) Сколько весит снежинка? (около миллиграмма) От чего зависит форма снежинки? (от температуры) Что создаёт скрип снега? (шум от мириадов раздавливаемых кристаллов)
Контроль знаний и умений. Русский язык. Сочинение – миниатюра Снежинка (наиболее удачные детские работы) Ко мне на ладонь упала снежинка. Я почувствовала её прохладу. Она была такая красивая, нежная, маленькая звёздочка. Пока я её рассматривала, от неё осталась лишь капелька воды. Снежинка Снежинка белоснежная, Пушистая и нежная, На землю тихо падает И красотой нас радует. Но жизнь её хрупка. Дотронешься – растает, Слезинкой чистой станет. Паром поднимется в облака.
Снежинки Снежинки –чудо природы. Все разные, не похожие друг на друга. Одна напоминает шестиугольную звёздочку, другая – роскошный цветок. Третья, маленькая, как алмазик, блестит под лучами солнца. Как красивы снежинки! Снежинки Снег падал так густо, такими крупными хлопьями, что засыпал все улицы, дома. Снежинки, словно маленькие парашютики, плавно опускались на землю. Они были такие хрупкие, нежные и словно говорили: «Не трогайте нас!»