СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС 5 марта 2013 года
Основные вопросы Системно-деятельностный подход в преподавании литературы: понятие, сущность. Требования к современному уроку литературы. Проектирование образовательного процесса по литературе с помощью технологической карты: карта урока и карта модуля. Теория и практика. Рабочая программа учителя литературы в соответствии с требованиями ФГОС: структура и содержание.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ От учебных действий к деятельностному подходу в преподавании литературы
Что значит системно- деятельностный подход? подход – система организации образовательного процесса, технологии, методы, приёмы. Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, они задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы. Сегодня достаточно очевидно, что ни В.В.Давыдов, ни Л.В.Занков, и никакой другой учёный не может иметь исключительных прав на такие понятия, как «развитие», «обучение», «развивающее обучение», «обучающее развитие», «деятельность», «системно-деятельностный подход» и т.п. В то же время, содержание данных понятий может наполняться в разных учениях по-разному. А.В.Хуторской
Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода? Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обученияСтепень включённости в учёбный процесс 90% того, что говорим и делаем Реальная работа Активная Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говоримПроведение бесед Участие дискуссиях 50% того, что видим и слышим Наблюдение за реальным процессом Пассивная Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видимПросмотр иллюстраций 20% того, что слышимПрослушивание выступлений 10% того, что читаемЧтение Джон Кийосаки
Проблема современной школы Процесс обучения сегодня строится на решении практических задач! Практическая задача отвечает на вопрос «что нужно делать?» Ученик выполняет задание по образцу или действует методом проб и ошибок Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать?» Все действия осуществляются целенаправленно
! Если учитель ориентируется на формирование общих способов деятельности, изменяется подход к обучению Обучение приобретает деятельностный характер Основные этапы учебной деятельности и этапы решения учебной задачи практически совпадают: побудительно- мотивационный этап Буду ли я это делать? этап целеполагания Для чего я буду это делать? этап планирования Что хочу получить в итоге? Что мне для этого нужно? Как я буду это делать?) исполнительский этап Какие действия буду осуществлять для достижения поставленной цели?) этап контроля Всё ли я выполнил правильно? Достигнул ли поставленной цели?
Деятельностный урок - это Урок, позволяющий организовать обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл
Что значит системно-деятельностный подход в преподавании литературы? При изучении литературы будем говорить о коммуникативно-деятельностном подходе. Коммуникативно-деятельностный подход предполагает такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает разнообразие типов уроков урок постановки учебной задачи; урок решения задачи; урок моделирования и преобразования моделей; урок решения частных задач; урок контроля и оценки
Что такое анализ художественного текста? Если в 1-м классе и частично во 2-м речь идет об элементах анализа текста, то в 3–6-м классах – о собственно анализе. Цель анализа текста на этом, первом этапе – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родово- жанровой специфике, в 9–11-м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса. Основная задача учителя на уроках в 3–6-м классах – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный. Не стоит торопиться и использовать такие виды анализа, как «пообразный», «проблемно-тематический», «композиционный» и др.
3) После чтения текста – рефлексивное чтение Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение Результат: включение механизма антиципации ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ в технологии продуктивного чтения (Школа 2100)
Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании литературы предполагает Использование современных образовательных технологий: «Технология проблемного диалога», Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности) Решение типовых задач
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
15 Требования к современному уроку 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. 2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Алгоритм деятельности учителя при проектировании урока Определить место данного урока в системе уроков Определить основные понятия, термины, виды деятельности, виды и формы контроля Сформулировать цели ученика и цели учителя Сформулировать концепцию урока Продумать логику урока в соответствии с его типом или технологией Отобрать необходимый инструментарий (методы, приёмы, учебные задачи, обеспечивающие предметные и метапредметные результаты обучения.