Вводное занятие в курс ОРКСЭ для 4 класса Урок-экспедиция Тема: Пути разные – цель одна Художественно-педагогическая идея: «Дорогу осилит идущий» Веды Неганова Г.Н.,МОУ СОШ 7 г. Мантурово
Цель: Вместе с детьми выяснить, что может быть общего в различных религиях и светской этике, сформулировать цель, к которой все они стремятся, попытаться определиться в выборе личного пути.
Задачи: 1.Вместе с учениками сформулировать гипотезу исследования и основные вопросы, на которые надо ответить, чтобы выяснить её истинность или ложность 2.Знакомясь с содержанием заповедей, используя приёмы драматизации и персонификации создать модель поведения в различных проблемных ситуациях 3.Учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию, сделать вывод о том, чем похожи все пути. 4.Сформулировать определение понятия «жертва». Конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учащихся и учителя.
Задачи: 1.Определить цель, направление пути, по которому идут все участники экспедиции, оценить значимость данной цели. 2.Сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы. 3.Поставить перед учениками проблему нравственного выбора жизненного пути. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.
ОРКСЭ - это Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ включает 6 модулей: 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской культуры 5.Основы мировых религиозных культур 6.Основы светской этики
урок - экспедиция Учёные – это … люди, занимающиеся наукой. Их цель – получить новые знания о мире, который нас окружает. Учёные выдвигают научные гипотезы – предположения, догадки, а затем чтобы проверить их правильность, отправляются в научные экспедиции.
Пути разные – цель одна АристотельБуддаМоисейХристосМухаммад «Дорогу осилит идущий» Веды Гипотеза: Если … христианство, буддизм, ислам, иудаизм и светская этика изучаются в рамках одного курса, то …все они преследуют одну и ту же цель, хотя идут к ней разными путями
Вопросы: Цель: ? Буддизм Христианство этикаэтика Иудаизм Ислам 1.Чем похожи пути всех верующих и людей, стремящихся жить по законам морали? 2.К какой цели все они идут?
Путешествуем вместе 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа МоисейХристосМухаммадБуддаАристотель Ваши попутчики согласились идти вместе с вами, если вы выполните одно правило
Работа в группах Каждая группа получает текст правила и выполняет задания: 1.Внимательно прочитайте правило 2.Как вы понимаете, что оно означает? 3.Почему все люди должны выполнять это правило? 4.Разыграйте сценку, придумайте продолжение.
Путешествие с Моисеем Возлюби ближнего своего как самого себя Что означает? Почему так? Сценка: «Заветное желание» Первый ученик очень любит шоколад и мечтает купить его себе – деньги есть! Второй ученик: «Я забыл альбом для рисования! Дай, пожалуйста, мне твои деньги, я куплю альбом, а то мне снова поставят двойку» Первый ученик: «?..»
Путешествие со Христом Любите врагов ваших, благоволите ненавидящим вас Что означает? Почему так? Сценка: «Испорченная тетрадь» Первый ученик на обложке тетради второго ученика, которую ему надо сдавать, написал, что он - осёл. Второй ученик: «?..»
Путешествие с Мухаммадом Уважай старших, почитай гостей Что означает? Почему так? Сценка: «Мама сказала…» Мальчик договорился с друзьями вместе сходить в кино. Мама: «Никуда не пойдёшь, пока не вымоешь посуду и не выучишь уроки!» Ответ мальчика: «?..»
Путешествие с Буддой Воздерживайтесь от ответа злом на зло Что означает? Почему так? Сценка: «Разговор одноклассников» Первый ученик: «Помоги мне, пожалуйста, решить задачу. Я её не понял» Второй ученик: «Какой же ты тупой! Задачка-то простая! Её только такой бестолковый как ты не может решить!» Первый ученик: «?..»
Путешествие с Аристотелем Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой Что означает? Почему так? Сценка: «Опоздание на встречу» Первый ученик ждёт товарища, чтобы вместе пойти в кино. Второй ученик пришёл с опозданием, и в кино они не успевают Что они скажут друг другу?
Ход работы Подготовка 7 минут, затем каждая группа представляет результаты работы. Группы могут высказать своё мнение по поводу правильности ответа и правильности поведения актёров
Что общего во всех правилах? Надо уважать других Человеку приходится от чего-то отказываться, что-то принести в жертву Жертва – это… то, что мы могли иметь, но от чего отказались ради чего-то более важного
Жертва – это то, что мы могли иметь, но отказались Кто жертвует? Чем жертвует? Как жертвует? Ради чего? Ради кого? Матьвремя, деньги забота, воспитание спасения детей Геройжизньподвиг в боюспасения Родины Христосжизньраспятиеспасения людей Верующийудовольствиявыполняет заповеди спасения души Ясамолюбием ценностями прощаю, уступаю спасения дружбы
Пути разные – цель одна этикаэтика Ислам Христианство Иудаизм Цель: самопожертвование ради спасения Буддизм
ВЫВОДЫ: Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? Гипотеза: Если христианство, буддизм, ислам, иудаизм и светская этика изучаются в рамках одного курса, то все они преследуют одну и ту же цель, хотя идут к ней разными путями
На что похожи все пути? А вы бы сами что выбрали: магистраль или тропинку? Почему?
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я понял… Сегодня на уроке я решил… В добрый путь!