ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС педагогического творчества 2012/13 учебного года МБОУ «Елпачихинская средняя общеобразовательная школа» с. Елпачиха Бардымский район Пермский край «Значение и роль предлога в словосочетании и предложении» (урок русского языка в 7 классе) Автор-составитель учитель русского языка и литературы Саитова Ленара Галимзяновна Номинация : Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Образуйте словосочетания, соединив слова с одной и той же орфограммой. Получатся ли у нас словосочетания? Подл..тали, и..следованиях, ра..сказывать, крыж..вника, дош..л, гн..зду.
Значение и роль предлога в словосочетании и предложении 7 класс
Используя данный шаблон, сформулируйте цель нашего урока: Цель: расширить знания о … как части речи; знать, чем отличается … от … частей речи; уметь правильно … предлоги в ….
Прочитайте четверостишие. Сформулируйте к нему задание. Если не купили вам пирожное, И … кино … собой не взяли вечером, Можешь … родителей обидеться И уйти … шапки … ночь холодную. Григорий Остер
Проверьте Если не купили вам пирожное, И в кино с собой не взяли вечером, Можешь на родителей обидеться И уйти без шапки в ночь холодную. Григорий Остер Понравился вам совет Г.Остера? Можно ли так поступать с родителями? Почему?
-Для каких слов не нашлось подходящих ящичков? -Для каких слов можем сейчас открыть новый ящичек? СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ предлог союз частица
Сравните самостоятельные части и предлоги, записанные в «ящичках». Чем они отличаются? Самостоятельные части речи Предлог 1. Изменяются (кроме наречия) 2. Есть лексическое и грамматическое значение 3. Могут употребляться самостоятельно 4. Являются членами предложения 1. Не изменяются 2. Нет лексического и грамматического значения 3. Не употребляется без самостоятельных частей речи 4. Не являются членами предложения
Опираясь на таблицу, запишите предложение Предлоги, в отличие от самостоятельных частей речи, во- первых, …, во-вторых, …, в- третьих …, в-четвертых …. Самостоятельные части речи Предлог 1. Изменяются (кроме наречия)1. Не изменяются 2. Есть лексическое и грамматическое значение 2. Нет лексического и грамматического значения 3. Могут употребляться самостоятельно3. Не употребляется без самостоятельных частей речи 4. Являются членами предложения4. Не являются членами предложения
Если не купили вам пирожное, И в кино с собой не взяли вечером, Можешь на родителей обидеться И уйти без шапки в ночь холодную. - Что помогло вам узнать, какой предлог здесь пропущен?
Эксперимент Выпишите из стихотворения существительное шапка и запишите столбиком формы этого слова: ____________________ шапка ____________________ шапки ____________________ шапке ____________________ шапку ____________________ шапкой
Эксперимент Запишите к этим словам все возможные предлоги. Какие выводы можно сделать? ____________________ шапка Без, для, до, из, из-под шапки На, в, к, по, при шапке На, в, под шапку За, между, перед, под шапкой
Выводы: 1. Предлог может управлять падежом имени существительного. 2.Имена существительные одного падежа могут употребляться с несколькими предлогами. 3.Один и тот же глагол может употребляться с существительными разных падежей. 4.Имена существительные именительного падежа с предлогами не употребляются. 5.Предлоги употребляются со склоняемыми словами.
С одним падежом С двумя падежами С тремя падежами Без Для До Из Из-за Из-под К Между Над От Перед При Про Ради У Через В (вин., пр.) За (вин., тв.) Меж (род., тв.) На (вин., пр.) Под (вин., твор.) По (дат., вин., пр.) С (род., вин., тв.)
Проверим «Лингвистическое здоровье» Запишите рядом с предлогами первого столбика падежи, с которыми они употребляются С одним падежом Без Для До Из Из-за Из-под К Между Над От Перед При Про Ради У Через
Составим предложение С двумя падежами В (вин., пр.) За (вин., тв.) Меж (род., тв.) На (вин., пр.) Под (вин., твор.) Составьте предложения с одним предлогом из второго столбика, употребив его с существительным и разных падежей.
Поразмышляем! Старая шутка: «Шли два студента. Один в пальто, а другой в университет». Что лежит в основе этой шутки? Вывод: предлоги еще имеют свой собственный смысл.
Составьте по данным сюжетным картинкам словосочетания, употребив в них предлоги.
Домашнее задание Используя составленные словосочетания, напишите связный рассказ по данным картинкам
Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что больше всего понравилось на уроке?