Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель: Лынская Марианна Ильинична
Необходимые умения для овладения ребенком пространства Для овладения знаниями о пространстве необходимо Умение выделять и различать пространственные признаки и отношения Умение словесно обозначать пространственные признаки и отношения Умение ориентироваться в пространственных отношениях
АКТУАЛЬНОСТЬ Коррекция общего недоразвития речи Определение современных технологий изучения и коррекции нарушений оптико- пространственного восприятия у детей с ОНР Профилактика нарушений письма
Цель исследования оптимизация коррекционно- логопедической работы по формированию оптико- пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики вторичных нарушений
Объект – особенности оптико- пространственных представлений у детей с ОНР Предмет - направления и технологии формирования оптико-пространственных представлений с целью профилактики дисграфии у детей с ОНР Объект и предмет исследования
Задачи исследования: 1. Теоретическое исследование проблемы развития и формирования оптико-пространственных представлений у детей с ОНР. 2. Изучение особенностей оптико-пространственных представлений у детей с ОНР в сравнении с их сверстниками без речевой патологии. 3. Определение направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по формированию оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР; 4. Оценка эффективности разработанной программы коррекционно-логопедического воздействия
Особенности оптико- пространственного восприятия у детей с ОНР Нарушение дифференциации левой и правой руки Замедление закрепления навыков ориентирования относительно своего тела Затруднение в определении положения предметов относительно друг друга Трудности в употреблении предложно-падежных конструкций
Организация констатирующего эксперимента Исследование проходило в период 2009 – 2010 учебный год на базе ГОУ Д/с Экспериментальная группа=10 детей с ОНР. Сравнительная группа = 10 человек без речевых нарушений
Направления исследования оптико- пространственных представлений Ориентировка в собственном теле; Определение направлений в пространстве относительно своего тела; Определение положения предметов относительно другого предмета; Определение ориентировки на листе бумаги; Понимание предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения с помощью следующих предлогов: в, на, под, перед, за, к, у, от.
ГРУППЫ ПО СТЕПЕНИ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ 1-я группа - высокий уровень развития пространственного восприятия (отсутствие ошибок и правильное выполнение задания); 2-я группа - средний уровень пространственного восприятия (отсутствие грубых ошибок и выполнение задания с легкой подсказкой логопеда); 3-я группа - низкий уровень восприятия (наличие грубых ошибок или невозможность выполнения задания)
Уровни успешности выполнения заданий дошкольниками с ОНР в сравнении с нормой Процент выполнения задания детьми
Результаты констатирующего эксперимента ОНРНОРМА 1 ГРУППА30%50% 2 ГРУППА30% 3 ГРУППА40%20%
При выполнении заданий у детей с ОНР мы отметили: трудности в словесном обозначении пространственного расположения частей тела; неуверенность при определении направлений; редкое употребление слов с пространственным значением
ПОДГОТОВИТЕЛЬ- НЫЙ ЭТАП Маркировка правой руки Упражнения для общей и мелкой моторики Совершенствование зрительного восприятия
Принципы коррекционной работы От простого к сложному Использование вспомогательных средств Выработка опорных образов Развитие мелкой моторики и координации От объемных предметов до знаков и систем Определения количества и последовательности предметов
Система работы по развитию оптико- пространственного восприятия 1 Этап. Освоение телесного пространства.
2 этап. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах
3 Этап. Определение направлений в пространстве относительного своего тела.
4 этап. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
Определение и отработка положений предмета относительно другого предмета в позициях
5 этап. Двигательные диктанты и графические
Ориентировка на листе бумаги
6 этап. Конструирование и копирование.
Творческие манипуляции с разнообразным и объектами
7 этап. «Квазипространственные» (логико- грамматические) речевые инструкции.
Определение и закрепление положений из-за, между, из-под
Ориентация в линейной последовательности предметного ряда в направлении слева направо
Ориентация в линейной последовательности числового ряда в направлении слева направо
Результаты контрольного эксперимента ДОПОСЛЕ 1 ГРУППА30%50% 2 ГРУППА30%20% 3 ГРУППА40%30%
Результаты контрольного эксперимента Процент выполнения задания детьми
Спасибо за внимание!