Организация работы с одаренными детьми Методист ИМК Спирькина О.С.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности). Как это ни странно и удивительно, именно одаренные дети являются «крепким орешком» для педагогов. ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности). Как это ни странно и удивительно, именно одаренные дети являются «крепким орешком» для педагогов.
Классификация типов одаренности и их основные параметры. Основные параметры интеллектуальных способностей: способность к анализу и логическому мышлению; абстракт ное мышление (способность к обобщениям); математические способности;способность к анализу и логическому мышлению; абстракт ное мышление (способность к обобщениям); математические способности; способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.); языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками); учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность);учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность); технические и конструкторские способности;технические и конструкторские способности; знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.
Основные параметры творческих способностей: любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому; находчивость, фантазия, воображение; находчивость, фантазия, воображение; альтернативное мышление;альтернативное мышление; творческое мышление, изобретательность, выдумка;творческое мышление, изобретательность, выдумка; гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения; оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям; самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении; самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами;самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении; самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами; широта и глубина интересов;широта и глубина интересов; устойчивость увлечений и интересов.устойчивость увлечений и интересов.
Основные параметры социальной одаренности: способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям; способность к самоутверждению, уверенность в себе;способность к самоутверждению, уверенность в себе; проявление инициативы в социальных ситуациях;проявление инициативы в социальных ситуациях; чуткость, способность к сопереживанию;чуткость, способность к сопереживанию; способность сотрудничать и разрешать конфликты;способность сотрудничать и разрешать конфликты; способность руководить и принимать на себя ответствен ность;способность руководить и принимать на себя ответствен ность; общительность, популярность в классе.общительность, популярность в классе.
Методика оценки общей одаренности Автором методики является А.И. Савенков. Методика адресована педагогами. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов). Инструкция: «Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко. 3 - оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;3 - оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; О - сведений для оценки данного качества нет (не имею)».О - сведений для оценки данного качества нет (не имею)».
1. Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др,). 2.Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека! Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
3.Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений. 4.Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количество используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
5. Способность к оценке. Способность к оценке - прежде все го результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления. 6.Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности. 7.Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
8.Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка. 9.Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике.
Обработка результатов
Обработка результатов. Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.