Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка
Образ мира Образ мира– это целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие»
Характерные черты образа мира 1. Целостность. Образ мира не складывается из образов отдельных предметов и явлений, а с самого начала развивается и функционирует как единое целое как единое целое
2. Чувственное восприятие действительности и его переработка в сознании. Образ мира – живое начало, которое постоянно апробируется в действительности, чтобы подтвердить свою адекватность миру Характерные черты образа мира
3. Образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением Характерные черты образа мира
Образ мира возникает у каждого ребенка в процессе взаимодействия с реальностью и выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям Часто осуществляется стихийно В значительной степени определяет «парадигму жизни» конкретного человека
Соответствующий образ мира воплощается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках
Среди приоритетных задач педагогики, таким образом, выделяется задача формирования ориентировки личности в сфере и ситуации своей деятельности Среди приоритетных задач педагогики, таким образом, выделяется задача формирования ориентировки личности в сфере и ситуации своей деятельности Актуальность разработки этой задачи обеспечивается тем, что
Решать современные проблемы, носящие, главным образом, глобальный характер, смогут лишь творчески мыслящие люди, обладающие целостным мировоззрением и системным мышлением, осознающие взаимосвязь вещей и явлений в природе, особое место в ней человека
А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова Одаренные дети позволяют нам изучать идеальную модель развития всех детей
Именно у одаренных детей наблюдается высокий уровень развития самосознания, повышенная потребность в осмыслении мира, что позволяет в наиболее отчетливой форме выявить те особенности и Именно у одаренных детей наблюдается высокий уровень развития самосознания, повышенная потребность в осмыслении мира, что позволяет в наиболее отчетливой форме выявить те особенности и тенденции развития образа мира, понимание которых обеспечивает возможность совершенствования воспитания, обучения и развития детей
Три типа образа мира (Г.А. Берулава): 1.Эмпирический; 2.Позитивистский; 3.Гуманистический. Качественно своеобразный тип образа мира (О.А. Богпомочева) ФИЛОСОФСКИЙ
Философский образ мира – наиболее высокий уровень осмысления мира и места в нем человека. Отличается активным характером осознания мира как целого и осмысление места человека в этом целостном мире.
Особенности ответов одаренных детей Ответы отличает образность, которая характеризуется метафоричностью, необычными сравнениями себя, своей жизни с предметами, явлениями своей жизни
Одаренные дети: Очень часто выходят за пределы просто эмпирического описания, для них характерны ответы-рассуждения. Отмечают, что каждый человек индивидуален и неповторим. В большей мере, чем их сверстники, интересуются внутренним миром людей. Эмоциональные ответы преобладают над индифферентными.
Одаренные дети: Чаще дают образные ответы и при этом они сохраняют свою неординарность. Указывают на то, что в мире все гармонично и взаимосвязано. Некоторые отмечают, что в современном мире необходимо бороться за свое место в нем. Ярко выражено желание познать мир. Особа значима забота об окружающем мире.
Одаренные дети: Находятся в постоянном диалоге не только с собой. Но и окружающем миром. Четко прослеживается поиск смысла жизни. Ярко выражена ориентация на будущее, а не только на прошлое и настоящее. Активная жизненная позиция преобладает над пассивной.
Качественное своеобразие образа мира у одаренных детей проявляется в преобладании метафорической, абстрактной картины мира. Она отражает уровень представления о мире в форме обобщенных структур. К старшему школьному возрасту усиливается внимание к объектам духовной культуры.
Однако! Одаренные дети раньше и чаще чем их сверстники сталкиваются с особым видом депрессии – экзистенциальной депрессией
Экзистенциальная депрессия – это депрессия, которая возникает, когда индивидуум сталкивается с основными вопросами существования. Они видят, насколько реальный мир отличается от того, каким он мог бы быть, поэтому очень остро чувствуют разочарование, когда их идеалы решатся.
Спасибо за внимание