«Изучение регионального компонента на уроках географии и внеурочное время на примере своей местности» Шевченко Валентина Ивановна учитель географии МБОУ СОШ 43 х. Бараниковского МО Славянский район
Программа внеурочной деятельности по географии Важным условием в работе учителя по развитию личности учащихся является учет их индивидуальных особенностей. Но в современной школе, где учитель географии занимается одновременно с большой группой учащихся, возникает сложнейший вопрос – как все это осуществить. Поэтому значительно возрастает роль внеклассной работы для организации индивидуального подхода к учащимся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основой его является создание постоянных или временных групп с учетом интересов учащихся.
Цели и задачи Развитие мыслительной деятельности и самостоятельности принятия решения на основе имеющихся знаний и умений. Развитие мыслительной деятельности и самостоятельности принятия решения на основе имеющихся знаний и умений. Углубление и расширение знаний учащихся о природе своего края. Углубление и расширение знаний учащихся о природе своего края. Развитие творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания. Развитие творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания. Приобщение школьников к исследовательской деятельности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей малой Родине. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей малой Родине. Расширение познавательного интереса к предмету, развитие индивидуальных особенностей. Расширение познавательного интереса к предмету, развитие индивидуальных особенностей.
Группы Группа подготовки к олимпиаде «Одаренные дети» Группа подготовки к олимпиаде «Одаренные дети» Эколого-краеведческая группа «Истоки» Эколого-краеведческая группа «Истоки» Группа по подготовке рефератов, докладов «Знатоки» Группа по подготовке рефератов, докладов «Знатоки» Группа индивидуальной работы «Исследователи» Группа индивидуальной работы «Исследователи» Группа туристов «Туристы-краеведы» Группа туристов «Туристы-краеведы»
«Одаренные дети» «Одаренные дети» В первую группу по подготовке к олимпиадам «Одаренные дети» входят учащихся, которые обладают более широким кругозором, склонностью к аналитическому мышлению, имеющие более глубокие знания. Эти учащиеся получают дополнительные задания, ориентированные на углубление и дополнение учебного материала. Это чтение дополнительной научно-популярной литературы (книги периодической печати), художественной литературы по предмету, работа со словарем, справочниками, энциклопедиями, сбор различных статистических материалов, выполнение заданий на основании индивидуальных и групповых экскурсий и другие творческие работы. В первую группу по подготовке к олимпиадам «Одаренные дети» входят учащихся, которые обладают более широким кругозором, склонностью к аналитическому мышлению, имеющие более глубокие знания. Эти учащиеся получают дополнительные задания, ориентированные на углубление и дополнение учебного материала. Это чтение дополнительной научно-популярной литературы (книги периодической печати), художественной литературы по предмету, работа со словарем, справочниками, энциклопедиями, сбор различных статистических материалов, выполнение заданий на основании индивидуальных и групповых экскурсий и другие творческие работы.
«Истоки» «Истоки» В эколого-краеведческую группу «Истоки» входят учащиеся 7-8-х классов, выбор осуществляется по желанию учащихся, количество человек. С этой группой можно заниматься изучением экологической обстановки в своей местности, вести практические работы по изучению экологической тропы, проводить экологические слеты В эколого-краеведческую группу «Истоки» входят учащиеся 7-8-х классов, выбор осуществляется по желанию учащихся, количество человек. С этой группой можно заниматься изучением экологической обстановки в своей местности, вести практические работы по изучению экологической тропы, проводить экологические слеты
«Знатоки» «Знатоки» Для работы с группой «Знатоки» используется форма свободного самообразования, т.е. ученик выбирает тему, над которой желает работать и начинает собирать соответствующий материал. Конечный результат работы – написание доклада, реферата, составление кроссвордов, викторин, подготовка и проведение «Недели географии». Таким образом, индивидуализация обучения реализуется здесь на основе интересов учащихся, объемом материала, трудности работ. Для работы с группой «Знатоки» используется форма свободного самообразования, т.е. ученик выбирает тему, над которой желает работать и начинает собирать соответствующий материал. Конечный результат работы – написание доклада, реферата, составление кроссвордов, викторин, подготовка и проведение «Недели географии». Таким образом, индивидуализация обучения реализуется здесь на основе интересов учащихся, объемом материала, трудности работ.
«Исследователи» Четвертая группа индивидуальной работы «Исследователи» включает научно- исследовательскую деятельность и входит в состав НОУ. В группе работает четыре человека, имеющие творческие склонности и способности к исследовательской деятельности. Основной целью в исследовательской деятельности учащихся является приобретение опыта организации собственной деятельности. Совместно с учащимися этой группы выбирается тема для исследовательской работы. Обязательно, интересующая проблема ранее никем недолжна была исследована или исследована на наш взгляд недостаточно. Каждый учащийся работает над своей проблемой. Конечным результатом является защита научно-исследовательских проектов. Четвертая группа индивидуальной работы «Исследователи» включает научно- исследовательскую деятельность и входит в состав НОУ. В группе работает четыре человека, имеющие творческие склонности и способности к исследовательской деятельности. Основной целью в исследовательской деятельности учащихся является приобретение опыта организации собственной деятельности. Совместно с учащимися этой группы выбирается тема для исследовательской работы. Обязательно, интересующая проблема ранее никем недолжна была исследована или исследована на наш взгляд недостаточно. Каждый учащийся работает над своей проблемой. Конечным результатом является защита научно-исследовательских проектов.
«Турист-краевед» Вместе с группой туристов «Турист- краевед» проводить топографическую съемку местности, в районе школы и близ прилегающих территорий. Разрабатывать маршруты для походов выходного дня, отрабатывать навыки необходимые в туристических походах. Вместе с группой туристов «Турист- краевед» проводить топографическую съемку местности, в районе школы и близ прилегающих территорий. Разрабатывать маршруты для походов выходного дня, отрабатывать навыки необходимые в туристических походах.
Туристско-краеведческое направление Группа «Туристы - краеведы» Группа «Туристы - краеведы» Изучение ближайших окрестностей и отдаленных мест Изучение ближайших окрестностей и отдаленных мест Овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам Овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам Воспитание любви и бережного отношения к природе Воспитание любви и бережного отношения к природе Развитие активного здорового отдыха и освоение окружающего мира Развитие активного здорового отдыха и освоение окружающего мира Пути реализации Пути реализации Топографическая съемка местности. Топографическая съемка местности. Ориентирование на местности. Ориентирование на местности. Экскурсии и походы. Экскурсии и походы. Изучение и описание природы своей местности. Изучение и описание природы своей местности. Составление маршрута путешествий. Составление маршрута путешествий. Туристические слеты и соревнования. Туристические слеты и соревнования.
Эколого-краеведческое направление Группа «Истоки» Группа «Истоки» Проведение пропагандистских экологических работ с местными жителями. Проведение пропагандистских экологических работ с местными жителями. Развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности. Развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности. Воспитание бережного отношения к природе. Воспитание бережного отношения к природе. Пути реализации Пути реализации Участие в эколого-краеведческом слете. Участие в эколого-краеведческом слете. Выступления экологической агитбригады «Истоки». Выступления экологической агитбригады «Истоки». Создание экологической тропы. Создание экологической тропы. Проведение экскурсии по школьной экологической тропе. Проведение экскурсии по школьной экологической тропе. Выявление очагов экологического неблагополучия. Выявление очагов экологического неблагополучия. Экологические десанты. Уборка территории от мусора. Экологические десанты. Уборка территории от мусора. Разъяснительная беседа с местными жителями. Разъяснительная беседа с местными жителями.
Направление - свободное самообразование Группа «Знатоки» Развитие познавательного интереса, расширение кругозора. Развитие познавательного интереса, расширение кругозора. Формирование более глубоких знаний по предмету. Формирование более глубоких знаний по предмету. Совершенствование практических умений работать с различными источниками знаний. Совершенствование практических умений работать с различными источниками знаний. Пути реализации Пути реализации Написание докладов, рефератов. Написание докладов, рефератов. Составление кроссвордов, викторин. Составление кроссвордов, викторин. Заочные путешествия по городам и странам. Заочные путешествия по городам и странам. Участие во внеклассных мероприятиях КВНах, играх, путешествиях и т.д. Участие во внеклассных мероприятиях КВНах, играх, путешествиях и т.д. Проведение «Недели географии». Проведение «Недели географии». Участие в краеведческой викторине «Природа Кубани». Участие в краеведческой викторине «Природа Кубани».
Научно-исследовательское направление Группа «Исследователи» Группа «Исследователи» Приобретение опыта организации собственной деятельности. Приобретение опыта организации собственной деятельности. Формирование научного представления об окружающем мире. Формирование научного представления об окружающем мире. Развитие умения выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения. Развитие умения выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения. Самостоятельное постижение географических проблем. Самостоятельное постижение географических проблем. Пути реализации Пути реализации Разработка проектов. Разработка проектов. Исследование и описание местности. Исследование и описание местности. Изучение архивных и других документов. Изучение архивных и других документов. Защита научно-исследовательских проектов. Защита научно-исследовательских проектов. Участие в научно-практической конференции «Первые шаги». Участие в научно-практической конференции «Первые шаги».
Направление - развитие кругозора Группа «Одаренные дети» Группа «Одаренные дети» Развитие способностей мыслить творчески и логически. Развитие способностей мыслить творчески и логически. Развитие кругозора через дополнительные задания. Развитие кругозора через дополнительные задания. Увеличение объема знаний, умений и навыков. Увеличение объема знаний, умений и навыков. Пути реализации Пути реализации Чтение дополнительной литературы. Чтение дополнительной литературы. Работа с энциклопедическими словарями, справочниками и другими источниками дополнительной литературы. Работа с энциклопедическими словарями, справочниками и другими источниками дополнительной литературы. Выполнение творческих заданий. Выполнение творческих заданий. Выполнение заданий повышенной сложности. Выполнение заданий повышенной сложности. Участие в проводимых мероприятиях по предмету. Участие в проводимых мероприятиях по предмету. Участие в олимпиадах. Участие в олимпиадах.
Заключение Особенностью внеклассной работы является то, что ребята сами могут выбирать тему работы, а следовательно такая деятельность расширяет познавательный интерес к предмету. Особенностью внеклассной работы является то, что ребята сами могут выбирать тему работы, а следовательно такая деятельность расширяет познавательный интерес к предмету.