Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры Федеральный закона 57-ФЗ: Требование о предварительном согласовании сделок со стратегическими активами в зависимости от их субъектного состава Игорь Мельников 31 марта 2010 года Юридические услуги в России и СНГ
Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры Юридические услуги в России и СНГ Ч. 1 ст. 2 Федерального закона 57-ФЗ: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением [i] иностранными инвесторами или [ii] группой лиц [в которую входит иностранный инвестор] инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами». Ч. 2 ст. 3 Закона: «Понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". В целях настоящего Федерального закона иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации ». Ч. 2 ст. 3 Закона: «Понятие "группа лиц" используется соответственно в значениях, указанных в Федеральном законе от 26 июля 2006 года 135-ФЗ "О защите конкуренции" ». Субъекты применения положений Федерального закона 57-ФЗ
1. Приобретение контроля над стратегическим обществом иностранным инвестором Ч. 1 ст. 4 Закона 57-ФЗ: «Совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок ». Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры Юридические услуги в России и СНГ Стратегическое общество Иностранный инвестор 51% Заграница Россия
2. Приобретение контроля над стратегическим обществом российским обществом, контролируемым иностранным инвестором Ч. 2 ст. 3 Закона 57-ФЗ: «В целях настоящего Федерального закона иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации». Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры Юридические услуги в России и СНГ Российское общество Стратегическое общество Иностранный инвестор 51% Группа лиц 100% Заграница Россия
Юридические услуги в России и СНГ Ч. 1 ст. 2 Закона 57-ФЗ: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства ». Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры Стратегическое общество Иностранный инвестор 5% 3. Приобретение контроля над стратегическим обществом группой лиц с участием иностранного инвестора 46% Иностранный инвестор Группа лиц Заграница Россия 100%
Юридические услуги в России и СНГ Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры Стратегическое общество Иностранный инвестор Российский гражданин 100% 4. Приобретение контроля над стратегическим обществом российским инвестором единолично Группа лиц Российский инвестор 51%100% По мнению ФАС России и российских арбитражных судов, в рассматриваемом случае сделка подлежит предварительному согласованию: Россия Заграница
Юридические услуги в России и СНГ Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры Аналогичная позиция – о применимости положений Закона к сделкам по приобретению акций стратегических обществ российскими юридическими лицами, не подконтрольными, но входящими в группу лиц с иностранными инвесторами – - на сегодняшний день уже сформирована Арбитражным судом г. Москвы и Девятым арбитражным апелляционным судом (номера производств - А / , А / , А / и др.)
Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры Юридические услуги в России и СНГ «Президент Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год обратил внимание Правительства Российской Федерации на необходимость разработки проектов федеральных законов об ограничении участия иностранного капитала в экономике Российской Федерации, имея в виду отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработку месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение. Законопроектом предлагается установить порядок осуществления в Российской Федерации инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, который бы позволил создать такие правовые условия и механизмы участия иностранных инвесторов в капитале российских стратегических организаций. При определении круга иностранных инвесторов законопроект указывает на иностранных инвесторов в том значении, как они определены в законодательстве об иностранных инвестициях, и российских инвесторов, решения которых определяются иностранными инвесторами ». Позиция ФАС и судов опровергается Пояснительной запиской к Закону 57-ФЗ: