Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования 14 ноября 2012 года
Проблемы профессионального образования материально-техническая база ОУ уровень образования и практического опыта преподавателей и мастеров производственного обучения отсутствие взаимодействия системы ПО с региональным рынком труда и работодателями уровень зарплат педагогов и мастеров производственного обучения падение престижа рабочих профессий
Направления развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования 1. Совершенствование системы Федеральных государственных образовательных стандартов. - акцент на описание результатов образовательной деятельности; - существенное расширение академических свобод образовательных учреждений.
Направления развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования 2. Принятие ФЗ «Об образовании», устанавливающего новую систему уровней (образовательных цензов) профессионального образования. - квалификация по соответствующей профессии рабочего или должности служащего; - квалификация соответствующего специалиста среднего звена.
Направления развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования 3. Система профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, переподготовки рабочих и служащих будет осуществляться на базе учебных центров профессиональных квалификаций. Цель – обеспечение отраслей экономики рабочими кадрами с учетом потребностей регионального (местного) рынка труда.
Направления развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования 4. Повышение средней заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения системы НПО-СПО до средней прогнозируемой заработной платы в целом по экономике Российской Федерации.
Направления развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования 5. Институциональная перестройка системы среднего профессионального образования. - отраслевые кластеры; - подготовка кадров для малого и среднего бизнеса, муниципальных предприятий и т.д.
Направления развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования 6. Формирование национальной системы квалификаций. - национальная рамка квалификаций; - профессиональные стандарты; - система оценки результатов образования и сертификации.
Направления развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования 7. Формирование на федеральном и региональном уровнях системы среднесрочного прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различного уровня образования и квалификации. 9. Организация многоканального финансирования системы профессионального образования. 8. Повышение престижа рабочих профессий.
Создание системы независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Проблемное поле: закрытость системы профессионального образования, невысокая инвестиционная привлекательность, неснятое противоречие между требованиями реального сектора экономики к квалификации специалистов и уровнем подготовки выпускников системы профессионального образования.
Создание системы независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Инструменты и условия: Нормативная база Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования Типовые и отраслевые модели экспертно- методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций Научно-методическое сопровождение внедрения технологий и измерительных материалов для оценки качества профессионального образования на основе профессиональных стандартов
Создание системы независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Риск: невостребованность результатов независимой оценки качества профессионального образования. Причины: отсутствие нормативно-правовых и институциональных условий для признания результатов независимой оценки; недоверие к новым механизмам контроля; несформированность экспертного сообщества; недостаточная поддержка усилий и инициатив объединений работодателей и саморегулируемых организаций в разработке системы сертификации квалификаций.
Направления Комплексной программы модернизации профессионального образования: 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда. 2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. 3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. 4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования. 5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.
Спасибо за внимание!