РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛ. БАЗ. УРОВ. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИ СОВИЧ.
ЦЕЛИ УРОКА ЗАЧЕМ ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВО НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА – ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА, ОБЛИГАЦИИ, КОНКУРЕНЦИЯ, МОНОПОЛИЯ, ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ.
ПРОБЛЕМА. ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ: 1.ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ. 2.КАК ПРОИЗВОДИТЬ. 3.ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ. ТРЕБУЮТ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ: 1. ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. 2.ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ. 3. РЫНОЧНАЯ – НА ОСНОВЕ : СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАЗАЛОСЬ, ЧТО РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНО РЕШАЕТ ЭТИ ВОПРОСЫ, БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА. НО В 20 В. ГОСУДАРСТВО АКТИВНО ВМЕШИВАЕТСЯ В ЭКОНОМИКА: ПОЧЕМУ?
ПОВТОРИМ ЧТОБЫ ПОПЫТАТЬСЯ ОТВЕТИТЬ НА ПОСТАВЛЕННУЮ ПРОБЛЕМУ НАДО НЕ ТОЛЬКО УЗНАТЬ НОВОЕ, НО И ВСПОМНИТЬ СТАРОЕ: НАШ ВАСЯ ОЗАБОЧЕН ВОПРОСОМ КАК ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ: ВАШ СОВЕТ: ЧТО ОН ДОЛЖЕН ПРИМЕНИТЬ ЗЕМЛЯ КАПИТАЛ ТРУД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ ИНФОРМАЦИЯ
ПОВТОРИМ: ОТКУДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ЦЕНЫ? СПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЦЕНА СТРАНИЦА 131 : ПОСМОТРИМ КАК ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОСЫ : 1. В БЛОГЕ: _quot_predprinimatelskaja_dejatelnost_quot/ #commentshttp://swor56.ucoz.ru/blog/prezentacija_po_obshhestvoznaniju_8_klass _quot_predprinimatelskaja_dejatelnost_quot/ #comments 2.В ТЕТРАДИ: 3. ПРОЕКТЫ:
ЗАЧЕМ ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВО? ИТАК ПЕРЕЙДЕМ К НАХОЖДЕНИЮ ОТВЕТОВ НА ГЛАВНУЮ ПРОБЛЕМУ. О РОЛЕ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ ВСЕГДА БЫЛИ РАЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ В 18 ВЕКЕ А. СМИТ определил, что государство должно только охранять и оберегать, а в остальном предприниматели разберутся сами НО В КОНЦЕ 19в И В 20в СТАЛО ЯСНО ЧТО К РЕГУЛЯТОРАМ ЭКОНОМИКИ: СПРОСУ И ПРЕДЛОЖЕНИЮ ДОЛЖНО ПРИСОЕДИНИТЬСЯ ГОСУДАРСТВО. 1.РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА СТОЛКНУЛАСЬ С КРИЗИСАМИ ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА. 2.ПРОЯВЛЕНИЕМ МОНОПОЛИЗМА. 3.КРАЙНОСТЯМ МЕЖДУ БОГАТСТВОМ И БЕДНОСТЬЮ. 4.ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ПРИРОДЫ.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ СПОР ЭКОНОМИСТОВ О СТЕПЕНИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО СИХ ПОР: ОДНИ ЭКОНОМИСТЫ СЧИТАЮТ, ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО САМО РАСПРЕДЕЛЯТЬ РЕСУРСЫ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТАКАЯ: ГОСУДАРСТВА ВМЕШИВАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НЕ СРАБАТЫВАЮТ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА СЛЕДУЮЩИЕ: 1.ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ, 2.ПРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ СТРАНЫ В ИНТЕРЕСАХ ВСЕГО ОБЩЕСТВА. 3.ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛУГ: ОБРАЗОВАНИЕ, МЕДИЦИНА, НАУКА
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА. ГОСУДАРСТВО СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОИМИ ЗАДАЧАМИ НАБОРОМ СРЕДСТВ И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ МЕХАНИЗМОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГИ – ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА. НАЛОГ- ЭТО ОПРЕДЕЛЕННАЯ СУММА ДЕНЕГ, КОТОРУЮ КАЖДОМУ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ ТОВАРА, ПОЛУЧАТЕЛЮ ДОХОДА, ВЛАДЕЛЬЦУ ТОГО ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА НЕОБХОДИМО УПЛАТИТЬ ГОСУДАРСТВУ. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ: НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ С ПРЕДПРИЯТИЙ; ПОИМУЩЕСТВЕННЫЙ И ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С НАСЕЛЕНИЯ; ФИРМЫ- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ: НАЛОГИ НА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И УСЛУГ( ЭТО НАДБАВКИ К СУЩЕСТВУЮЩИМ ЦЕНАМ И ОНИ ПРЕКЛАДЫВАЮТСЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ. КОСВЕННЫЙ НАЛОГ: ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ СНИЖАТЬ НАЛОГИ И ПОДНИМАТЬ ИХ, ИЛИ ПОЛНОСТЬЮ ОСВОБОЖДАТЬ. ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СТИМУЛИРУЕТ ПРОИЗВОДСТВО, ОБЛЕГЧАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВО ФИНАНСИРУЕТ ОБОРОНУ СТРАНЫ, НАУКУ, ЗРАВООХРАНЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ. ЧЕМ МЕНЬШЕ НАЛОГОВЫЙ ГНЕТ, ТЕМ ЛУЧШЕ РАЗВИВАЕТСЯ ЭКОНОМИКА.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА НА БУДУЩЕЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ- СВОДНЫЙ ПЛАН СБОРА ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ НА ВСЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ. ОН УТВЕРЖДАЕТСЯ ПАРЛАМЕНТОМ СТРАНЫ А ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТВЕЧАЕТ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА НАЗЫВАЮТСЯ СТАТЬЯМИ ДОХОДА. ТО, НА ЧТО ОНИ ТРАТЯТСЯ, - СТАТЬИ РАСХОДОВ. ПОСЛЕ УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ИСПОЛЬЗОВАТЬ СРЕДСТВА ОДНОЙ СТАТЬИ РАСХОДОВ НА ДРУГИЕ ЦЕЛИ
РАСХОДНЫЕ СТАТЬИ БЮДЖЕТА РАСХОДНЫЕ СТАТЬИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКИЙ БЮДЖЕТ ПРИМЕРНО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ РАСХОДНЫХ СТАТЕЙ: 1 20% -НА ПОДДЕРЖКУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2.РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ. 3. ВЫПЛАТА ДОЛГОВ. 4.ПОДДЕРЖАНИЕ ПРАВОПОРЯДКА. 5. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. КОГДА РАСХОДЫ БОЛЬШЕ ДОХОДОВ- ЭТО ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ЕСЛИ ДОХОДЫ БОЛЬШЕ РАСХОДОВ ТО - ПРОФИЦИТ ЧАЩЕ ВСЕГО ГОСУДАРСТВО СТАЛКИВАЕТСЯ С ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА: В ЭТОМ СЛУЧАЕ: 1.СОКРАЩЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ. 2. ЗАЕМ ДЕНЕГ – У ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ, И ВНУТРИ СТРАНЫ (ОБЛИГАЦИИ)
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ПОПРОБУЕМ ОТВЕТИТИТЬ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ЗАЧЕМ ГОСУДАРСТВУ РЕГУЛИРОВАТЬ ЭКОНОМИКУ? ГОСУДАРСТВО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ АКТИВНО РЕГУЛИРУЕТ ЭКОНОМКУ С ПОМОЩЬЮ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ. ГОСУДАРСТВО ВМЕШИВАЕТСЯ В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ МОНОПОЛИЗМА, СМЯГЧИТЬ НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ И ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ, КОТРЫЕ ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ СЧИТАЕТ НЕВЫГОДНЫМИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 1. ТЕКСТ ПАРАГРАФА 21 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НА ВОПРОСЫ РАЗДЕЛА «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» МОЖНО ОТВЕЧАТЬ И УСТНО И ПИСЬМЕННО ( 1- 6 ) В РАЗДЕЛЕ «В КЛАССЕ И ДОМА» ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ ПИСЬМЕННО : В ТЕТРАДИ, НА ФОРУМЕ ИЛИ В БЛОГЕ
ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ 8-КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ. ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010.