ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Семененко Л. П., Непран Н. В., Кирко С. Ю. НТБ НТУ «ХПИ»
Лингвистическое обеспечение Лингвистическое обеспечение определяется как совокупность применяемых информационных языков (ИЯ), лингвистических процессоров и средств поддержки на актуальном уровне информационно-языковых словарей с целью выполнения следующих системных функций: эффективного поиска в базах данных по тематическим запросам; выпуск информационных изданий; обеспечения межсистемного информационного взаимодействия (в части прямого и обратного конвертирования записей документов и информационно-языковых словарей их алфавитных и форматных преобразований). Для поиска по многоаспектным запросам эффективными являются классификационные информационно-поисковые языки: Библиотечно-библиографическая классификация (ББК), Универсальная десятичная классификация (УДК). Для поиска по узкопрофильным запросам может быть использован язык ключевых слов.
Требования к лингвистическому обеспечению информационно-поисковых систем: метод поиска должен учитывать терминологический состав учебных материалов; метод поиска должен учитывать терминологический состав учебных материалов; запрос на поиск информации должен формулироваться языком, близким к языку профессиональной прозы предметной области; запрос на поиск информации должен формулироваться языком, близким к языку профессиональной прозы предметной области; единицами поиска должны быть семантически законченные части учебного материала (разделы, подразделы учебных пособий); единицами поиска должны быть семантически законченные части учебного материала (разделы, подразделы учебных пособий); ключевыми словами должны быть категории научной лексики учебных дисциплин. ключевыми словами должны быть категории научной лексики учебных дисциплин.
Использование комплекса лингвистических средств обеспечивает качественный доступ к информации и многоаспектное раскрытие ее содержания
важное основание необходимости качественной подготовки специалистов Неразрывная связь всех технологических процессов и операций, выполняемых в библиотеке, с лингвистическими средствами использование лингвистических средств для обеспечения доступа потребителей информации к информационным ресурсам возрастание роли лингвистических средств в условиях развития новых информационных технологий и глобальных информационных сетей зависимость качества производимых библиотекой информационных продуктов и услуг от состава и качества лингвистического обеспечения;
Процессный подход Любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс и потому может быть улучшена Любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс и потому может быть улучшена Качество – это результат оптимизации процессов деятельности, а не контроля качества конечной продукции или услуги Качество – это результат оптимизации процессов деятельности, а не контроля качества конечной продукции или услуги Качество начинается с цели организации Качество начинается с цели организации Функционирование любой организации это сеть взаимосвязанных и взаимодействующих процессов Функционирование любой организации это сеть взаимосвязанных и взаимодействующих процессов
В НТБ НТУ «ХПИ» реализуются следующие задачи: В НТБ НТУ «ХПИ» реализуются следующие задачи: управление и совершенствование ИПС; управление и совершенствование ИПС; научная обработка документов; научная обработка документов; методическое обеспечение процессов, методическое обеспечение процессов, информационное обслуживание абонентов. информационное обслуживание абонентов.
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ «Предметизация документов для создания машиночитаемого списка записей предметных рубрик ЭК в процессе автоматизированной обработки документов в АБИС «ИРБИС» НТБ НТУ «ХПИ», «Предметизация документов для создания машиночитаемого списка записей предметных рубрик ЭК в процессе автоматизированной обработки документов в АБИС «ИРБИС» НТБ НТУ «ХПИ», «Индексирование документов ключевыми словами в режиме автоматизированной обработки системы «ИРБИС», «Индексирование документов ключевыми словами в режиме автоматизированной обработки системы «ИРБИС», «Инструкция по редактированию ЭК» «Инструкция по редактированию ЭК»
Редактирование закладки «Дублетность»
Редактирование закладки «Коды»
Редактирование закладки «Основное БО»
Сведения об экземплярах
Редактирование закладки «Систематизация»
Корректировка по словарю
Проблемы при обмене между БД преобразование данных из одного формата в другой формат РешениеРешение Использование единых рубрикаторов, классификаторов, тезаурусов и т.д.
Заимствованиезаписей ГПНТБ«МАРС»«ПРИДНЕПРОВСКИЙКОРПОРАТИВНЫЙКАТАЛОГ»
Положительные результаты сотрудничества Повысился интерес сотрудников к работе, возросла ответственность за имидж библиотеки, усилилась дисциплина выполнения заданий (сроки передачи записей, контроль кураторов проекта). Повысился интерес сотрудников к работе, возросла ответственность за имидж библиотеки, усилилась дисциплина выполнения заданий (сроки передачи записей, контроль кураторов проекта). Значительно улучшилось качество создаваемых библиографических записей. Значительно улучшилось качество создаваемых библиографических записей. Полные аннотированные записи статей из 1625 русскоязычных наименований журналов доступны для ознакомления, а записи более чем 60% период. изданий, подписанных библиотекой, конвертируются из корпоративной базы. Полные аннотированные записи статей из 1625 русскоязычных наименований журналов доступны для ознакомления, а записи более чем 60% период. изданий, подписанных библиотекой, конвертируются из корпоративной базы. Уменьшились трудозатраты на научную обработку документов. Выполняем аналитическую роспись всего 12 изданий. Уменьшились трудозатраты на научную обработку документов. Выполняем аналитическую роспись всего 12 изданий. Пользователи имеют возможность ознакомиться из содержанием журналов, которые не выписывает библиотека и оперативно получить полный текст любой статьи из БД «МАРС», воспользовавшись услугами службы проекта ЭДД, членом которого является наша б-ка с 2008 года. Пользователи имеют возможность ознакомиться из содержанием журналов, которые не выписывает библиотека и оперативно получить полный текст любой статьи из БД «МАРС», воспользовавшись услугами службы проекта ЭДД, членом которого является наша б-ка с 2008 года. Информационное обслуживание пользователей стало более эффективным и качественным. Информационное обслуживание пользователей стало более эффективным и качественным. Возрос престиж библиотеки. Возрос престиж библиотеки.
Межрегиональная аналитическая роспись статей (МАРС)
При существовании развитой системы лингвистического обеспечения электронный каталог может предоставить пользователю максимально благоприятные условия для поиска и обеспечить отыскание необходимой информации.
Сайт библиотеки
Одновременный поиск во всех доступных электронных базах данных
Переход на страницу расширенного поиска.
Использование словарей при формировании запроса
Результата поиска в доступных электронных базах данных
Просмотр результатов поиска в БД «Ресурсы удаленного доступа»
Широкие возможности сортировки полученных результатов и поиск по связи (автор, индекс, кл. слово)
тел ,