Н.С.Лесков и его сказ «Левша» literatura5.narod.ru
–
Николай Семенович Лесков ( ) Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Н.С.Лесков Детство Николая Семеновича Лескова прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «...в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. С 17-ти лет, после смерти отца, Лесков вынужден работать, служить. И самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян- переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.
Николай Семенович Лесков ( ) Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Н.С.Лесков Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где Вы черпаете материал для своих произведений?», – Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».
Николай Семенович Лесков ( ) Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту. Литературная деятельность Н.С.Лескова почти полностью протекала в Петербурге. Здесь он жил и работал в течение 34 лет. Писатель сменил множество адресов, дольше всего он прожил на Фурштатской улице.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» 1881 апрель – начало мая. Работа над «Сказом о тульском косом левше и о стальной блохе». Октябрь – начало публикации «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе» в журнале «Русь», 1881, 49. В предисловии Лесков пишет: "Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... От старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину... читал божественные книги... разводил канареек. Люди к нему относились с почтением".
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» Сказ – вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа. Речь рассказчика в сказе (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени. (БСЭ) Особенность манеры сказа: рассказчик приводит одни взгляды, а автор высказывает свою точку зрения, прямо противоположную. В сказе «Левша» эта отличительная особенность наиболее ярко проявляется по отношению к атаману Платову.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» Многие художники обращались к сказу «Левша». Самыми известными являются иллюстрации художников М.Добужинского Кукрыниксов Н.Кузьмина Иллюстрации к сказу «Левша»
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» 26 февраля 1943 года М.Добужинский получил заказ на иллюстрации к сказу Н.Лескова "Левша". Всего им было выполнено около 30 иллюстраций. В сентябре художник закончил работу над рисунками, а 3 ноября того же года книга вышла из печати. Книга была издана на английском языке под названием «Стальная блоха». Иллюстрации М.Добужинского к сказу «Левша»
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» У Кукрыниксов была конкретно поставленная цель. В тридцатые годы, когда Алексей Максимович Горький шефствовал над "нераздельной и единосущной троицей", определяя ее путь в искусстве, он говорил: "Особенно важная и серьезная задача – дать детям книги о том, откуда взялась частная собственность... Эта задача может быть разрешена и рядом исторических книг, и острыми политическими памфлетами, и бытовой сатирой, направленной против пережитков собственничества..." Иллюстрации Кукрыниксов к сказу «Левша»
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» «Впоследствии, в начале 60-х годов, Н.Кузьмин усилил акценты: царь и двор стали отвратительнее, Левша – жальче, цвет активней, реминисценции из народной графики явственней. Но общий тон сохранился: переливчатое, пересмеивающееся, озорное лесковское узорочье. Впервые индивидуальный графический стиль не приложен к рассказу извне, а как бы рожден самим текстом,в который вошел художник, чтобы пережить изнутри его события.» Л.А.Аннинский Иллюстрации Н.Кузьмина к сказу «Левша»
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» Конец презентации Более подробно с иллюстрациями к сказу «Левша» можно познакомиться на сайте «Лесков и его сказ «Левша»сайте «Лесков и его сказ «Левша» Иллюстрации к сказу «Левша»
Н.С.Лесков и его сказ «Левша» literatura5.narod.ru