Электронное правительство, менеджмент знания и современные административные реформы Презентация доклада проф. Л.В.Сморгунова (СПбГУ) на российско-германской конференции «От электронного правительства к электронному управлению» (Санкт-Петербург, апреля 2005 г.)
Современные вызовы публичному управлению кризис всяческих форм тотальной организации политики и управления; появление новой сложности, многообразия и неустойчивости; формирование общества знания; повышение роли когнитивного компонента общественной саморегуляции, информационно- коммуникационных технологий; глобализация и изменение роли и функций национальных государств.
Идеологии современных административных реформ на Западе Новый государственный менеджмент (New Public Management) (1980-е – первая половина 1990-х гг.) «Хорошее управление» (Good Governance) (конец 1990-х – начало XXI столетия)
Принципы нового государственного менеджмента ценность общественных денег; служебная роль государства; конкурентность предоставления услуг; оценка деятельности по результатам; децентрализация и деконцентрация; финансовый контроль; инновационность; развивающая стратегия и культура.
Принципы «хорошего управления» участие; верховенство права; прозрачность; чувствительность; ориентация на согласие; справедливость; результативность и действенность; подотчетность; стратегическое видение.
Приоритеты административной реформы в России ( ) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Место ИКТ в управлении эффективностью работы правительства в России Функциональ ные обзоры Реинженеринг процессов ИКТ, электронные услуги Положение о Министерстве Административн ые регламенты Стандарты услуг Должностные регламенты Бюджетирование по результатам Внутренняя подотчетность Внешняя отчетность Оценка результатов Прозрачность, доступ к информации Реформа государственной службы
Задачи внедрения информационных технологий в России и Германии РОССИЯ (Программа «Электронная Россия»): обеспечения открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами; совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики. ГЕРМАНИЯ (Программа «BundOnline 2005») К 2005 г. сделать доступными все возможные услуги online; Сделать управление более эффективным, используя комбинированные IT- структуры на всех уровнях управления; Достигнуть прямой экономии, которая бы распространялась так же на граждан и компании. Расширить кооперацию между федерацией, землями и коммунами. Управление становится быстрым и более эффективным с оптимизацией структур коммуникации
Функции информационных технологий при новом государственном менеджменте обратная связь информирование бухгалтерия и документация предоставление услуг
Электронное правительство и «хорошее управление» служит инструментом реформы обновляет интерес к административной реформе высвечивает внутренние несогласованности в публичном управлении заставляет правительства следовать обязательствам лучшего управления повышает легитимацию правительственной активности говорит о готовности правительства меняться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня
Электронное правительство и менеджмент знания Электронное правительство выполняет важную функцию приобщения населения к цифровым технологиям взаимодействия. Поддержка новых технологий в предоставлении образовательных услуг, реализация принципа «пожизненного обучения» («lifelong learning»). Развитие доверия к электронному предоставлению услуг вообще; электронное правительство симулирует лидерство в использовании новых технологий для честной и свободной конкуренции в сфере услуг. Электронное правительство расширяет пространство коммуникации, что способствует развитию знания и его совместного использования. Электронное правительство трансформирует стандарты спроса в частном секторе, изменяя ожидания граждан.
Сложности внедрения электронного правительства в Германии Слабое распространение электронный подписей Недостатки стандартизации услуг и деятельности Отсутствие правовых норм Технологические недоработки Информационная перегрузка Слабость менеджмента и организации Проблемы сознания и культуры Дефицит стратегии и политики
Сложности внедрения э- правительства в России Значительное цифровое неравенство между поколениями, регионами, отраслями. Отрыв публичного управления от населения. Бюрократическое торможение реформ. Слабое развитие культуры служения населению у государственного аппарата. Отсутствие стимулирования развития электронной культуры в управлении. Неразвитость сетевых структур организации публичного управления; наличие департаментальных барьеров. Ограниченные ресурсы, особенно в регионах.