2013 г. Реализация Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Волгоградской области о взаимодействии во внешнеэкономической сфере. Экспортируй сейчас!
2 Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от г р) Мероприятия дорожной карты Сроки Связано с ТП? Большинство мероприятий дорожной карты исполняются при участии субъектов РФ и связаны с деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах Формирование общенациональной системы поддержки экспорта Развитие информационной среды в сфере экспортной деятельности Расширение региональной инфраструктуры поддержки экспортеров Развитие механизмов промоутерской поддержки экспорта Обеспечение системной работы торгпредств Улучшение условий доступа на внешние рынки Развитие элементов самоорганизации в среде экспортеров Июнь 2013 Декабрь 2015 Декабрь 2014 Декабрь 2015 Декабрь 2013 Связано с субъектом РФ?
3 Двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество России с зарубежными странами Создание национальной системы поддержки ВЭД Развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования Развитие экономической интеграции с перспективой формирования ЕЭС Государственное регулирование ВЭД, с учетом передачи полномочий в сфере внешнеторгового регулирования на уровень таможенного союза Эффективное функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу, с учетом расширения ВЭД Подпрограммы Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утверждена распоряжением Правительства РФ от р) Ключевые результаты реализации Программы 1. Достижение более высоких и устойчивых количественных показателей ВЭД увеличение в 1,5 раза стоимостного объема экспорта товаров, в том числе экспорта неэнергетических товаров – в 1,6 раза, что позволит России закрепиться в первой десятке мировых экспортеров увеличение в 1,8-1,9 раза стоимостных объемов взаимной торговли стран – участниц Таможенного союза неэнергетическими товарами, что создаст материальные предпосылки для дальнейшего углубления интеграции 2. Достижение нового качества ВЭД перелом тенденции к снижению доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте и выход на 10-процентный ежегодный прирост поставок по данной группе достижение уровня товарной диверсификации экспорта, сопоставимого с аналогичными показателями для развитых стран с высоким удельным весом сырьевого сектора 3. Значительный рост числа участников ВЭД за счет радикального повышения эффективности национальной системы поддержки ВЭД увеличение в 2 раза числа организаций-экспортеров (не менее чем 1 организация-экспортер на каждые 100 зарегистрированных организаций) 4. Достижение более высоких и устойчивых количественных показателей ВЭД радикальное повышение места России (вхождение в первые 20 стран) в рейтинге Всемирного банка – Doing Business в части оценки условий для трансграничной торговли
4 Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества Формирование Евразийского экономического союза Создание национальной системы поддержки ВЭД Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Совершенствование таможенной деятельности Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности Ключевые задачи и ориентиры Подпрограмм Подпрограммы Ключевые задачи и ориентиры 1.доля экспорта, обеспеченного государственной гарантийно- страховой поддержкой, в общем экспорте Россией неэнергетических товаров - 13 % к 2018 г. 2.стоимостные объемы экспорта товаров и услуг, обеспеченные при финансовой поддержке ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций – 700 млрд. р. к 2018 г. 1.Развитие институтов и механизмов в сфере поддержки экспорта с учетом лучших мировых практик 2.Формирование партнерства государства и безнеса для устранения барьеров для экспорта и инвестиций на внешних рынках 3.Совершенствование региональной и зарубежной инфраструктуры содействия развитию ВЭД 4.Развитие механизмов планирования, координации и мониторинга ВЭД, в первую очередь по приоритетным/значимым проектам развития ВЭД 5.Развитие системы подготовки кадров по приоритетным направлениям ВЭД Целевые показатели
5 Инструменты поддержки внешнеэкономической деятельности, осуществляемые Минэкономразвития России Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и иностранными государствами 92 межправительственные комиссии Бизнес-миссии Минэкономразвития России В 2013 г – 37 бизнес-миссий Торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах 51 торгпредство Единый портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети «Интернет» ( около 2000 посещений в день Содействие в формировании и деятельности инфраструктуры поддержки экспортно- ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства 31 центр поддержки, 42 ЕИКЦ Проектная деятельность Минэкономразвития России 74 проекта компаний Отмена барьеров по доступу российских товаров на рынки иностранных государств В 2012 г – 16 барьеров в 12 странах
6 Торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах В настоящее время система торговых представительств включает: Торговые представительства Российской Федерации в 51 стране, в том числе В Европе – 20 В Азии, Африке и на Ближнем Востоке – 15 В Северной и Южной Америке – 5 В странах СНГ – 11 Постоянные представительства при 2 международных организациях
7 Торговые представительства столкнулись со следующими проблемами: Снизилась востребованность услуг торговых представительств Сократились возможности для удовлетворения потребностей компаний торговыми представительствами Снизилась квалификация кадров Предпосылки для реформирования торговых представительств Торговые представительства - точка реализации внешнеэкономических интересов СССР Обеспечение деятельности внешнеторговых объединений СССР Обеспечение закупок импортных товаров и оборудования Развитие торгово- экономического сотрудничества со странами-партнерами Информационно- аналитическая работа Торговые представительства в СССР Торговые представительства в Российской Федерации Изменение условий внешнеэкономической деятельности Утрата государственной монополии во внешней торговле Развитие рыночных механизмов Создание и укрепление многосторонней торговой системы Информационная открытость и простота организации деловых поездок Произошло резкое снижение эффективности и общего потенциала торгпредств
8 Китай (52 субъекта РФ) Украина (50) Германия (42) Белоруссия (41) США (29) Италия (26) Нидерланды (26) Казахстан (23) Турция (22) Узбекистан (19) Финляндия (19) Польша (15) Азербайджан (14) Поддержка внешнеэкономической деятельности в субъектах Российской Федерации (результаты анкетирования) Наиболее популярные направления взаимодействия субъектов РФ и торгпредств в 2011 году Организация презентаций торгово- экономического потенциала регионов; Содействие в организации и проведении бизнес-миссий Поиск потенциальных партнеров для компаний, расположенных на территории субъекта РФ Содействие в поиске инвесторов Страны – основные торговые партнеры субъектов РФ Организация торгово-экономических миссий субъекта РФ с участием торгпредств Более 10 мероприятий в год – 23 субъекта РФ От 5 до 10 мероприятий в год – 41 субъект РФ Менее 5 мероприятий в год – 19 субъектов РФ
9 На данный момент существует значительный потенциал для развития взаимодействия Субъектов РФ и торговых представительств Взаимодей- ствие субъектов РФ и торгпредств сейчас Угрозы Слабые стороны Недостаточная информированность регионального бизнеса о возможностях торгпредств Отсутствие четкого понимания об экспортном и инвестиционном потенциале и потребностях субъектов Российской Федерации Отсутствие налаженной системы контактов, многое держится на личных связях Несоответствие функционала, механизмов и инструментов потребностям регионов Невстроенность торгпредств в федеральные и региональные программы поддержки экспорта и привлечения инвестиций, существующую инфраструктуру поддержки экспорта в регионах Потеря перспективных зарубежных рынков сбыта российских товаров и услуг Снижение конкурентоспособности российских товаров за рубежом Сокращение притока иностранных инвестиций Сильные стороны Возможности Торгпредства могут стать действенным инструментом для продвижения внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации через: – Поддержку внешнеэкономических проектов субъектов российской федерации; – Привлечение зарубежных инвестиций в интересах регионального бизнеса; – Поддержку экспорта и устранение барьеров для крупных региональных экспортеров; – Вывод региональных малых и средних предприятий на внешние рынки в рамках бизнес-миссий Торгпредства действуют во всех странах - основных торговых партнерах российских регионов В торгпредствах имеются компетенции, необходимые для продвижения экспорта и привлечения инвестиций Статус торгового представительства Российской Федерации, обеспечивает высокий уровень контактов в стране пребывания Имеются налаженные связи между отдельными торгпредствами и регионами Торгпредства мотивированы на работу с субъектами Российской Федерации В составе ряда торгпредств работают представители регионов Высокий уровень самоорганизации регионального бизнеса Развитие потенциала взаимодействия потребует усилий обеих сторон
10 Миссия торговых представительств Миссией торговых представительств является продвижение экономических интересов Российской Федерации в глобальной экономике, в том числе через: Содействие российским регионам в продвижении интересов региональных компаний и привлечении инвестиций; Поддержку реализации внешнеэкономических проектов крупнейших российских компаний; Помощь в выходе на внешние рынки крупным, средним и малым компаниям; Мониторинг экономической ситуации и мер торговой политики страны пребывания, подготовку информационно-аналитических материалов; Содействие заключению и реализации международных соглашений.
11 Цели и задачи Концепции реформирования системы торговых представительств Цель Восстановление и развитие способности торгпредств для эффективного продвижения экономических интересов России в глобальной экономике Задачи 1.Развитие функций торговых представительств, обеспечивающих их ориентированность на запросы крупных, средних и малых компаний, регионов и органов государственной власти 2.Создание отвечающего лучшим мировым практикам организационного механизма реализации функций торговых представительств 3.Оптимизация географической структуры торговых представительств в соответствии с интересами российских компаний и регионов 4.Создание системы кадрового обеспечения торговых представительств 5.Создание эффективной системы мотивации торговых представительств, привязанной к их функциям и ориентированной на достижение результата Количество соглашений, заключенных с компаниями - не менее 30 Количество заключенных соглашений по поддержке торгпредствами региональных проектов - не менее 40 Количество утвержденных паспортов проектов с компаниями и регионами - не менее 200 Доля торгпредств, получивших оценку не ниже 4 (из 5) от компаний и регионов - не менее 90% Охват торговыми представительствами стран, где присутствуют интересы российских компаний (более трех проектов) - не менее 90% Целевые индикаторы 1. По состоянию на 1 июля 2016
12 Ключевой элемент Концепции – "услуги", предоставляемые МЭР и ТП Субъектам РФ "Услуги"Описание Подготовка программы делового визита Обеспечение участия представителей органов власти и деловых кругов страны пребывания Выбор и организация места проведения деловых мероприятий Содействие в организационно-техническом обеспечении визита делегации субъекта РФ Распространение информации об инвестиционном потенциале субъекта РФ Содействие в участии в мероприятиях в стране пребывания Поиск потенциальных инвесторов, установление контактов Доведение информации о компании до потенциальных контрагентов Содействии в участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях в стране пребывания; Поиск потенциальных партнеров, установление контактов Консультирование по вопросам ведения бизнеса, преодоления барьеров в ВЭД Сод-е в установление контактов с ассоциациями предпринимателей и консалтинговыми фирмами Содействие в установлении контактов с органами власти в стране пребывания Обзор экономики и ВЭД в стране пребывания; Обзор состояния отдельных отраслей и секторов экономики, инвестиционной и торговой политики; Перечень значимых выставочно-ярмарочных мероприятий в стране пребывания Перечень проводимых в стране пребывания выставочно-ярмарочных мероприятиях Содействие в участии в соответствующих деловых мероприятиях в стране пребывания; Привлечение представителей иностранных органов власти и деловых кругов к участию в деловых мероприятиях на территории субъекта РФ Поиск потенциальных контрагентов для компаний – участниц бизнес-миссии, организация переговоров Организационно-техническая поддержка бизнес-миссии Содействие в организации и проведении бизнес-миссий; Содействие в участии в деловых мероприятиях в стране пребывания; Консультирование по вопросам ведения бизнеса в стране пребывания, законодательстве в сфере ВЭД; Содействие в установление контактов с ассоциациями предпринимателей и консалтинговыми фирмами Организация презентаций субъекта РФ Продвижение инвестиционных проектов субъекта РФ Продвижение внешнеэкономических проектов компаний субъекта РФ, в том числе в сфере модернизации Информационное взаимодействие Содействие выставочно- ярмарочной деятельности субъекта РФ Организация и проведение бизнес- миссий региональных участников ВЭД Содействие региональным центрам координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства
13 Внешнеэкономический проект ПРОЕКТ – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
14 Соглашение не является обязывающим документом и является формальным основанием для оказания услуг Определяет основные направления взаимодействия между Минэкономразвития России и субъектом Российской Федерации во внешнеэкономической сфере Определяет действия Сторон, направленные на реализацию конкретных внешнеэкономических мероприятий и проектов субъекта Российской Федерации Является формальным основанием для запуска работы по формированию «паспортов» внешнеэкономических проектов субъекта и их совместной реализации Зачем нужно Соглашение? содействие в организации бизнес-миссий и презентаций регионов содействие в организации участия представителей субъектов РФ в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, а также привлечение иностранных участников в проводимых на территории регионов международных выставках и ярмарках поиск потенциальных партнеров для региональных компании Содействие в привлечении инвестиций в субъект Российской Федерации поддержка в рамках работы межправительственных комиссий организационно-консультационная поддержка Направления взаимодействия Соглашени\ между Минэкономразвития России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о взаимодействии во внешнеэкономической сфере
15 В соответствии с поручением были достигнуты договоренности по процессу взаимодействия между Минэкономразвития России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и определены ответственные исполнители: Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности: отдел взаимодействия с экономическими операторами и субъектами федерации На совещании с участием представителей региональных администраций под председательством заместителя Министра А.Е. Лихачева 16 октября 2012 года было дано поручение "Рекомендовать субъектам Российской Федерации определить «одно окно» для работы с Минэкономразвития России и торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах в рамках соглашений между Минэкономразвития России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии во внешнеэкономической сфере."
16 Взаимодействие субъектов РФ, Минэкономразвития России и Торговых представительств 1)Информационное взаимодействие; 2)содействие выставочно-ярмарочной деятельности субъекта Российской Федерации; 3)взаимодействие с региональными центрами координации экспортно- ориентированного малого и среднего предпринимательства; 4)организация и проведение бизнес- миссий региональных субъектов ВЭД 1)Проекты, связанные с выходом региональных компаний на внешние рынки (экспорт); 2)проекты по привлечению иностранных инвестиций в субъект Российской Федерации; 3)содействие в привлечении иностранных резидентов в промышленные и научные парки, в ОЭЗ; 4)содействие в организации презентационных мероприятий субъекта Российской Федерации за рубежом; 5)развитие туристического потенциала субъекта Российской Федерации Операционная деятельность ТППроектная деятельность ТП
17 Обращение в МЭР. Предварительный паспорт проекта Первичная проверка Согласование паспорта проекта Утверждение паспорта- проекта Реализация в соответствии с паспортом проекта Схема взаимодействия по экспортным проектам Отбор страны Согласование паспорта проекта Утверждение паспорта- проекта Реализация в соответствии с паспортом проекта Страна определена Страна не определена Критерии отбора экспортных проектов региональных компаний Наличие Соглашения между Минэкономразвития России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о взаимодействии во внешнеэкономической сфере Существенный объем работы торгового представительства по реализации проекта Поддержка проекта администрацией субъекта РФ Экономическая и/или социальная значимость проекта для региона
18 Обращение в МЭР. Предварительный паспорт проекта Экспертная оценка Согласование паспорта проекта Утверждение паспорта- проекта Реализация в соответствии с паспортом проекта Доработка (при необходимости) Схема взаимодействия по региональным инвестиционным проектам Обязательные требования к инвестиционному проекту Четкое описание стадий реализации проекта, в том числе возможных рисков Прозрачная структуры финансирования проекта, в том числе возможное наличие государственных гарантий Рассчитанные показатели инвестиционной привлекательности проекта Социальная значимость проекта для региона Соответствие проекта стратегии и приоритетам развития региона Наличие документации по проекту, в том числе техническое задание и бизнес-план, финансовая модель под бизнес- план, документация на земельный участок, справка о наличии объекта инвестирования и объектов инфраструктуры
19 Паспорт проекта Паспорт проекта Паспорт проекта Паспорт внешнеэкономического проекта – документ определяющий взаимодействие компании, Минэкономразвития России и торгового представительства по реализации внешнеэкономического проекта компании.
20 Паспорт проекта Наименование проекта Название организации (заказчика) Страна реализации проекта Иностранный партнер (если есть) Описание проекта (подробное описание цели проекта) Ожидаемые меры поддержки со стороны торгового представительства в реализации проекта Срок реализации проекта Основные события (вехи) проекта Оценочная стоимость проекта Ответственные лица и их контактные данные от компании от торгового представительства от странового департамента
21 Паспорт проекта Разработка плана-графика (комплексного плана) мероприятий Ответственный исполнитель Вид поддержки Мероприятие Описание Плановый и фактический сроки исполнения мероприятия Результат Выполнение Результат (промежуточный или окончательный), направленный на достижение целей проекта, является ключевым событием проекта, имеющим следующие характеристики: - имеет нулевую длительность; - должен быть важным (значимым, ключевым); - должен быть однозначно сформулирован с точки зрения его достижения (0% или 100%).
22 Паспорт проекта Мониторинг реализации проекта 1.Регулярность 2.Контроль за выполнением мероприятий 3.Определение рисков и способов их нейтрализации 4.Оценка качества выполненной работы
23 Модуль обратной связи с торговыми представительствами: сервис типовых информационных запросов для российских компаний на Едином портале внешнеэкономической информации ( Запрос в торгпредство с использованием сервиса может быть направлен любой компанией, зарегистрированной на Портале в качестве российского экспортера, путем заполнения несложной формы. Запрос компании попадает в Личный кабинет торгпредства на Портале. Запрос рассматривается торгпредством в течение фиксированного срока (в зависимости от типа запроса), после чего ответ направляется в Личный кабинет заявителя (копия – на его электронную почту). Заявителю предлагается оценить по пятибалльной шкале полученный ответ и (по желанию) оставить комментарий. Выставленная оценка учитывается в ежедневном автоматически рассчитываемом на Портале рейтинге торгпредств по качеству информационных материалов и оказываемых услуг.
Спасибо за внимание!